В период формирования речевых и языковых навыков у маленьких детей могут появляться недостатки в развитии речи. Некоторые ее нарушения становятся очевидными в дошкольном периоде. Одним из таких нарушений является шепелявость, в результате которой возникают трудности с произношением. Наиболее распространены недостатки произношения звука «с». По данным многочисленных исследований около 23 % людей в разные периоды своей жизни сталкиваются с шепелявостью.

Российская ассоциация по изучению речи, языка и слуха считает необходимым обращение к логопеду в случае шепелявости у ребенка после 5 лет. Логопедические упражнения позволят исправить шепелявость на раннем этапе. Наряду со специализированными занятиями, важно закреплять и автоматизировать материал в домашних условиях.

Сигматизм (шепелявость) может встречаться 5 типов:

  1. Боковой. В этом случае, когда поток воздуха вокруг языка приводит к возникновению хлопающих шепелявых звуков.
  2. Стоматологический, как результат давления языка на передние зубы.
  3. Межзубный или «фронтальный», встречающийся чаще у детей, потерявших два передних зуба. Он вызывает нарушения произношения звуков «с» и «з», поскольку язык занимает свободные зубные промежутки.
  4. Нёбный нарушает произношение звука «с» при касании языком нёба.
  5. Носовой, когда во время произношения воздух выходит через носовую полость вместо рта.

Выделяют несколько степеней тяжести сигматизма. Тяжелая степени обусловлена неврологическим статусом, как правило, дизартрией. Средняя развивается в результате органических дефектов (неправильный прикус, массивный язык, гипоплазия уздечки языка). Легкая степень сигматизма связана с нарушением звукопроизношения без отягощенного анамнеза.

Шипящие фонемы «ш» и «ж» искажаются по характерным только для них видам: нижний (смягченное произношение), щечный (воздух раздувает щеки, слышен шум), заднеязычный (напоминает «хы» и «гы»).

Этиологические причины сигматизма

Часто причинами развития шепелявости могут становиться расстройства функционирования органа слуха из-за серных пробок, хронических рецидивирующих отитов. Таким образом, при межзубной форме сигматизма важна диагностика слуха у ребенка.

Среди этиологических причин шепелявости стоит отметить длительный сосательный рефлекс. На сегодняшний день большинство малышей до 2 и более лет не расстаются с пустышкой или детской бутылочкой, что приводит к последующему формированию межзубной шепелявости, так как с 1,5 лет уже начинается быстрое развитие речевого аппарата. Сосательный же рефлекс тормозит его, поскольку до полного его угасания задерживается следующий этап психического развития.

Шепелявость во время сюсюканья с ребенком взрослых показывает ему отрицательный пример и может привести к этому дефекту, если ребенок начнет повторять за ними.

Нередки случаи сигматизма в билингвальных семьях, когда происходит смешивание двух языков.

Так называемая носовая шепелявость развивается в результате увеличения аденоидов до 2-3 степени, удаления их, неправильного подрезания уздечки. К этой группе факторов риска развития сигматизма можно отнести аллергический сезонный ринит.

Одним из главных аспектов терапии с помощью логопеда являются артикуляционные упражнения.

Известны следующие приемы и методы, которые используют логопеды для лечения шепелявости:

  1. Информированность о шепелявости. Дети младшего дошкольного возраста могут не осознавать наличие недостатка и разницу в произношении, поэтому не могут исправить шепелявость. Занятия с логопедом помогут повысить информированность, научат ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение. Использовать подобную технику дома могут и родители, делая акцент не только на «неправильной» речи, что приведет к развитию комплекса и разочарованию.
  2. Определение расположения языка, поскольку нарушенная его локализация при произношении звуков приводит к шепелявости. Логопед-дефектолог укажет на ошибки в локализации языка во время артикуляции. Например, при фронтальной или дентальной шепелявости язык прижимается к передним зубам во время произношения звуков «с» и «з».
  3. Анализ слов, когда логопед предлагает к артикуляции слова со звуком в начале, середине и конце. Например, если нарушено воспроизведение фонемы «с», то ребенок сначала будет тренировать слова со звуком «с» в начале, затем в середине и в конце.
  4. Выработка автоматизма в речи и смешивание фонем. После определения типа шепелявости специалист поможет практиковать слова с начальными, средними и конечными согласными, а также смешивание звуков. В качестве домашнего задания логопед выдает списки слов и предложений, требующих правильной артикуляции.
  5. Отработка фраз. После постановки проблемного звука специалист составит фразы и предложения, ориентируясь на слова со сложностями в произношении, для практики. Постепенно задания будут усложняться.
  6. Беседа с пациентом. Этот этап работы подразумевает общение ребенка со взрослыми и сверстниками без проявлений шепелявости. В этом периоде очень важно практиковаться дома, действуя инструкциям логопеда.
  7. Питьё через трубочку. Это упражнение для домашнего освоения, позволит отработать правильное положение языка при артикуляции. Оно не поможет вылечить шепелявость, но даст осознание правильного произношения важного для словесных практик.

шепелявость

Как справиться?

Сигматизм оказывает отрицательное влияние на самооценку и ведет к развитию комплексов из-за разочарований или травли со стороны сверстников.

Логопедические методики помогут смягчить низкую самооценку как у детей, так и у взрослых. Однако, далеко не последнее место занимает поддержка и участие близких родственников, опекунов. Посещение логопеда-дефектолога поможет справиться с социальными трудностями и выстроить правильное общение со сверстниками.

Реальные ситуации

У взрослых такое нарушение, как сигматизм может привести к избеганию употребления некоторых слов, что приведет к социальной изоляции, которая ухудшит самооценку человека и ограничит возможности для разговорной речи.

Близкие люди, родственники и друзья человека с дефектом шепелявости должны отрицательно относиться к высмеиванию подобных недостатков, а также инвалидов. Хорошо, когда эти правила распространены повсеместно в рутинной жизни такого человека. Например, он не подвергается высмеиванию и подшучиванию в школе или на работе.

Шепелявость распространена у маленьких детей, а также в период смены молочных передних зубов на постоянные. Если недостаток начинает мешать общению, необходимо обратиться к логопеду.

Своевременное обращение за помощью позволит вовремя устранить этот дефект речи.

На сегодняшний день во многих государственных учебных заведениях есть возможность посещать школьного логопеда, в том числе и при шепелявости.

Можно обратиться за помощью к администрации школы и в случае подтверждения наличия такого недостатка, как шепелявость, ребенок сможет посещать индивидуальные или групповые занятия несколько раз в неделю.

Важно помнить, что обратиться к логопеду можно и во взрослом возрасте. Данные Health Beat свидетельствуют о том, что при соответствующей практике шепелявость устранима в течении пары месяцев. В лечении данного недостатка нужно соблюдать последовательность, так как от первопричины дефекта зависит и время его устранения.

шепелявость

Как найти логопеда?

Выбрать логопеда для обращения можно в реабилитационном центре, терапевтической клинике, частных медицинских учреждениях.  Педиатрические клиники ведут прием детей по профилю логопедия до 18 лет. В некоторых учреждениях помимо услуг логопеда, присутствуют физиотерапия, неврологическое лечение и трудотерапия.

Можно найти логопеда через социальные сети, воспользовавшись поисковым инструментом.

Вывод

Сигматизм — распространенный дефект речи, проявляющийся в раннем детстве.

Лучше поддается коррекции подобный недостаток в дошкольном возрасте и в период учебы в начальной школе. Однако, устранить шепелявость никогда не поздно.

Обращение к специалисту, последовательность в действиях помогут вылечить сигматизм и сохранить, а в какой-то мере и улучшить свои коммуникативные навыки и самооценку.

Добавить комментарий