Увеличение скорости чтения происходит главным образом в начальной школе. Если не улучшить показатель в 1-3 классе, в более позднем возрасте достичь результатов будет сложнее. Зачем вообще это нужно? Научные эксперименты показали, что понимание текста прямо пропорционально темпу чтения. Отсюда связь с общей успеваемостью и усвоением самых разных предметов. Например, слишком медленно озвучивая задачу по математике, учащийся не понимает до конца суть, а значит, вряд ли решит ее правильно.
Показатель скорости чтения в первом классе
Для учителей важен показатель скорости чтения в первом классе в динамике, потому проверяют его не меньше двух раз в год. Улучшение результатов говорит о том, что навык успешно формируется, и все учебные предметы будут усваиваться. В итоге ребенок должен читать столько слов в минуту, сколько достаточно для полного понимания информации.
Следует знать, сколько слов должен читать ребенок в минуту, но не нужно расстраиваться, если он прочитал в классе меньше того количества. В домашних условиях дети могут показывать более высокий результат из-за привычной атмосферы и меньшего волнения. Иногда учитель проверяет технику чтения наедине с каждым школьником, чтобы исключить фактор стеснения перед одноклассниками.
Это интересно! Доказано, что ученики с навыком чтения в начальной школе свыше 100 слов за минуту поддерживают хорошую успеваемость (оценки «5» и «4») и в старших классах.
Нормы скорости чтения
Вообще, на нормы скорости чтения влияет темп разговорной речи. В среднем мы произносим за минуту 120-150 слов. Показатель считается оптимальным для нормального восприятия и понимания. К такому результату и стремятся, читая на время. Но начинают, конечно, с пониженных требований.
Для первоклассника допустимо читать по слогам, в том числе в конце учебного года. К проверяемым параметрам относятся скорость и правильность (с ошибками или без). А вот во втором классе учитывают не только то, сколько слов должен читать ребенок, но и выразительность – выдерживание интонационных пауз в тексте, правильную расстановку ударений. В дальнейшем требования усложняются. Так, учащийся третьего класса должен хорошо понимать смысл прочитанного и уметь пересказать содержание.
Таблица норм скорости текста для первоклассника
Учителя не придумывают самостоятельно цифры, оценивая навыки детей. Так, действуют нормативы техники чтения в начальной школе согласно ФГОС. Оптимальный показатель зависит от того, ребенок какого класса проверяется. Ниже приведены общепринятые стандарты, по которым понятно, сколько должен читать ребенок в первом классе слов в минуту.
Оценка |
К концу I полугодия | К концу II полугодия |
«5» |
больше 20 | больше 40 |
«4» |
16-20 | 31-40 |
«3» |
10-15 | 25-30 |
«2» |
меньше 10 | меньше 25 |
На заметку! При подсчете прочитанного также включают союзы и предлоги, а слова с дефисом и переносом принимают за два отдельных слова. Из полученной цифры отнимают количество допущенных ошибок.
Требования к качеству текстов
Для проверки техники чтения в школе предлагают специальные тексты с учетом рекомендаций методистов. Они соответствуют уровню подготовки и возрасту детей. Содержание должно быть новым, при этом простым и понятным.
Организуя индивидуальную работу, педагог может подбирать каждому ученику наиболее подходящий отрывок в зависимости от его навыков и успеваемости. Благодаря личностно-ориентированному подходу повышают психологический комфорт для ребенка.
Критерии, на которые важно обращать внимание
В целом, действуют такие требования к качеству текстового материала для первоклассников:
- довольно крупный шрифт, разборчивые буквы;
- наличие коротких предложений, без оборотов и множества запятых;
- отсутствие иллюстраций и диалогов, это отвлекает внимание;
- размещение на одной странице, чтоб не тратить время на поиск продолжения;
- отсутствие незнакомых слов и длинных прилагательных.
Занимаясь с ребенком в домашних условиях, не стоит брать для прочитывания на время любимую, «затертую до дыр» книгу. Правильно предлагать разную литературу. Это и словарный запас обогатит, и поможет быстрее ориентироваться в новой информации.
Каковы причины медленного чтения ребенка
Бывает, что медленный темп чтения связан с дислексией. Это своеобразное расстройство неврологического характера. Ребенок развит и ведет себя вполне обычно – общается, играет, нормально учится. При этом, осваивая чтение, он не может избавиться от трудностей. Ошибки носят однотипный, стойкий характер, не понимается смысл, сложно даются ответы на вопросы по тексту и пересказ.
Выявление дислексии – дело нелегкое, ведь есть много других причин, по которым дети плохо читают:
- скудный лексикон. Прочитывание и осмысление незнакомых слов требует дополнительного времени. Соответственно, большой словарный запас положительно влияет на скорость чтения;
- низкая концентрация внимания. Не все умеют сосредоточиться при посторонних звуках, некоторых сбивает с толку даже пролетающая мимо муха;
- зрительная регрессия. Среднестатистический школьник возвращается глазами к уже прочитанным словам из одной строки около 20 раз. Чтобы исключить такой фактор, во время прочитывания водят пальцем или указкой;
- книга не по возрасту. Сложный отрывок зачастую дается тяжело из-за избытка знаков препинания, редко употребляемых слов, непонятного смысла;
- психологическая травма. Насмешки одноклассников, неблагополучная атмосфера в семье, недостаток внимания – такие факторы приводят к неуверенности и излишнему волнению;
- особенности здоровья. При проблемах со зрением, например, не получается хорошо видеть буквы. Полноценно работать с текстом также мешают нарушения слуха и заикание.
Важно! Особенность дислексии в том, что даже после проработки ошибок ребенок допускает все те же неточности.
Кроме перечисленных выше факторов на умение читать быстро влияют врожденный темп деятельности и особенности темперамента. Школьник, который по жизни медлительный, неспешно разговаривает, долго думает перед ответом на вопрос, сложнее осваивает скорочтение.
Как помочь ребенку улучшить технику чтения
Чтобы к ребенку быстрее пришло осознанное правильное чтение целыми словами с соблюдением интонационных пауз и ударений, важна систематичность обучения. Родители должны отбросить собственную лень, поставить цель и приложить усилия.
Заниматься нужно каждый день. Для отработки скорости рекомендуют такие упражнения:
- чередование знакомого и незнакомого фрагмента. Сначала несколько раз читают отдельный отрывок, потом – его же, и дальше продолжают незнакомую часть. Так быстрый темп с многократно прочитанного текста переходит на новую информацию;
- старт-стоп. Кроха следует командам родителя: «старт» – нужно читать, «стоп» – откинуться на спинку стула и закрыть глаза. После отдыха, спустя 4-5 секунд опять повторяется «старт». Продолжать читать следует с того места, на котором была остановка;
- скороговорки. Зачастую про себя читают быстрее. Просто глаза бегут вперед, а мы не успеваем вслух проговаривать прочитанное. Тренировка артикуляционного аппарата позволит быстрее и четче произносить слова;
- чтение с «препятствиями». Следует негромко читать одновременно с чадом, у каждого свой текст и свой темп. Это приучит концентрироваться на собственном задании и не отвлекаться на посторонние звуки.
Полезно больше времени проводить на свежем воздухе, приобщать всю семью к спорту. Хорошая физическая форма способствует активной работе мозга. Нельзя забывать про общие умственные нагрузки. Учить наизусть стихи, пересказывать рассказы, тренировать память – все это в комплексе поможет. Уже не придется думать, сколько ребенок должен читать слов за минуту во 2 или 3 классе.
Чего ни в коем случае нельзя делать
В процессе обучения маленького читателя следует поддерживать, делать все, чтобы он получал удовольствие от своего развития. Неправильным отношением родители могут отбить желание заниматься и идти вперед.
Вот чего точно делать нельзя:
- заставлять, уговаривать. Нужно быть хитрее – придумать игру или соревнование, предложить читать поочередно или по ролям в виде театра;
- грубо указывать на ошибки, кричать и ругать. Поправляйте очень тактично или вовсе «упустите» из виду неправильно прочитанное слово;
- наказывать чтением. Угрозы типа «не пойдешь гулять, пока не прочитаешь» ни к чему хорошему не приведут.
Правильные действия – хвалить кроху, заставить поверить в себя, радоваться вместе каждой прочитанной строчке. Ведь это маленькая победа.
Как быстрее привить чтение деткам
Есть специальные пособия, состоящие из заданий для проверки техники чтения в начальной школе. Например, сборник Ольги Александровой. В нем не только тексты и вопросы по содержанию, но и тест на уровень подготовки учащегося, перечень рекомендованной литературы. Здесь же приведены примерные цифры по классам, сколько ребенок должен читать слов в минуту.
Можно подыскать тексты самостоятельно. Как правило, начинают с небольших рассказов. Ниже приведено несколько примеров (в конце каждого указано количество слов). Под текстами составлены вопросы, в ответах на которые ученик выражает понимание смысла прочитанного.
Кит
Кит – это самое большое животное на нашей планете. Король океанов – так называют кита. Он может жить только в океане. Ни в одном зоопарке мира нет китов. Из жира печени и мяса кита делают нужные нам продукты. Охотиться за китами опасно и трудно. Этим занимаются только храбрые и очень сильные люди.
(50 слов)
- Какое животное самое большое на нашей планете?
- Где живет кит?
- Легко ли охотиться на китов?
Сторож
У нашей утки были пушистые утята. Однажды утку утащила лиса. Мы научили собаку водить утят к речке. Вот впереди идет важно собака. За ней к реке спешат утята. Утята ныряют в воде. Потом гуляют на зеленом лугу. Собака зорко охраняет утят. Потом ведет их домой.
(45 слов)
- Кто утащил утку?
- Кто водил утят к реке?
- Где гуляет собака с утятами?
Как заниматься родителям с детьми по таким текстам
Необходимо обращать внимание не только на скорость, но и на выразительность чтения. Постепенно «отходят» от деления на слоги. Короткие слова произносят целиком. На вопросы дают полные ответы. Если были допущены ошибки, проговаривают неправильно произнесенные слова. Текст читают повторно. В 1 классе рекомендуют прорабатывать отрывок 3-5 раз. Путем многократного прочитывания ребенок учится усваивать информацию лучше и быстрее.
Можно по этим же рассказам предложить игровые упражнения в виде чтения:
- через слово;
- вверх тормашками;
- наоборот по буквам.
Благодаря подобным играм процесс обучения оживляется, становится творческим и запоминающимся. Если видно, что ребенок устал, лучше прервать занятие и продолжить после отдыха.
Выводы
30-40 слов в минуту – вот сколько должен читать ребенок к концу 1 класса, а до января детям устанавливают меньшую норму, допускается проговаривание с делением на слоги. Не беда, если не получается сразу соответствовать общепринятым цифрам, у каждого свой темп развития. Важно развивать навыки, и в этом отводится особая роль родителям. Хороший результат дают совместные времяпровождения за книгой, игровые формы чтения, семейные походы в библиотеку.
One thought on “Сколько должен читать ребенок в 1 классе слов в минуту”
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Каким бы образом родители не занимались обучением малыша навыку чтения, они должны помнить о том, что нельзя делать это насильно. К каждому ребенку можно найти свой подход.