Сколько должен читать ребенок в 1 классе слов в минуту

Увеличение скорости чтения происходит главным образом в начальной школе. Если не улучшить показатель в 1-3 классе, в более позднем возрасте достичь результатов будет сложнее. Зачем вообще это нужно? Научные эксперименты показали, что понимание текста прямо пропорционально темпу чтения. Отсюда связь с общей успеваемостью и усвоением самых разных предметов. Например, слишком медленно озвучивая задачу по математике, учащийся не понимает до конца суть, а значит, вряд ли решит ее правильно.

Показатель скорости чтения в первом классе

Для учителей важен показатель скорости чтения в первом классе в динамике, потому проверяют его не меньше двух раз в год. Улучшение результатов говорит о том, что навык успешно формируется, и все учебные предметы будут усваиваться. В итоге ребенок должен читать столько слов в минуту, сколько достаточно для полного понимания информации.

девочка читает текст на скорость

Следует знать, сколько слов должен читать ребенок в минуту, но не нужно расстраиваться, если он прочитал в классе меньше того количества. В домашних условиях дети могут показывать более высокий результат из-за привычной атмосферы и меньшего волнения. Иногда учитель проверяет технику чтения наедине с каждым школьником, чтобы исключить фактор стеснения перед одноклассниками.

Это интересно! Доказано, что ученики с навыком чтения в начальной школе свыше 100 слов за минуту поддерживают хорошую успеваемость (оценки «5» и «4») и в старших классах.

Нормы скорости чтения

Вообще, на нормы скорости чтения влияет темп разговорной речи. В среднем мы произносим за минуту 120-150 слов. Показатель считается оптимальным для нормального восприятия и понимания. К такому результату и стремятся, читая на время. Но начинают, конечно, с пониженных требований.

Для первоклассника допустимо читать по слогам, в том числе в конце учебного года. К проверяемым параметрам относятся скорость и правильность (с ошибками или без). А вот во втором классе учитывают не только то, сколько слов должен читать ребенок, но и выразительность – выдерживание интонационных пауз в тексте, правильную расстановку ударений. В дальнейшем требования усложняются. Так, учащийся третьего класса должен хорошо понимать смысл прочитанного и уметь пересказать содержание.

Таблица норм скорости текста для первоклассника

Учителя не придумывают самостоятельно цифры, оценивая навыки детей. Так, действуют нормативы техники чтения в начальной школе согласно ФГОС. Оптимальный показатель зависит от того, ребенок какого класса проверяется. Ниже приведены общепринятые стандарты, по которым понятно, сколько должен читать ребенок в первом классе слов в минуту.

Оценка

К концу I полугодия К концу II полугодия

«5»

больше 20 больше 40

«4»

16-20 31-40

«3»

10-15 25-30

«2»

меньше 10 меньше 25

На заметку! При подсчете прочитанного также включают союзы и предлоги, а слова с дефисом и переносом принимают за два отдельных слова. Из полученной цифры отнимают количество допущенных ошибок.

Требования к качеству текстов

Для проверки техники чтения в школе предлагают специальные тексты с учетом рекомендаций методистов. Они соответствуют уровню подготовки и возрасту детей. Содержание должно быть новым, при этом простым и понятным.

Организуя индивидуальную работу, педагог может подбирать каждому ученику наиболее подходящий отрывок в зависимости от его навыков и успеваемости. Благодаря личностно-ориентированному подходу повышают психологический комфорт для ребенка.

текст в книге класс!

Критерии, на которые важно обращать внимание

В целом, действуют такие требования к качеству текстового материала для первоклассников:

  • довольно крупный шрифт, разборчивые буквы;
  • наличие коротких предложений, без оборотов и множества запятых;
  • отсутствие иллюстраций и диалогов, это отвлекает внимание;
  • размещение на одной странице, чтоб не тратить время на поиск продолжения;
  • отсутствие незнакомых слов и длинных прилагательных.

Занимаясь с ребенком в домашних условиях, не стоит брать для прочитывания на время любимую, «затертую до дыр» книгу. Правильно предлагать разную литературу. Это и словарный запас обогатит, и поможет быстрее ориентироваться в новой информации.

Каковы причины медленного чтения ребенка

Бывает, что медленный темп чтения связан с дислексией. Это своеобразное расстройство неврологического характера. Ребенок развит и ведет себя вполне обычно – общается, играет, нормально учится. При этом, осваивая чтение, он не может избавиться от трудностей. Ошибки носят однотипный, стойкий характер, не понимается смысл, сложно даются ответы на вопросы по тексту и пересказ.

Выявление дислексии – дело нелегкое, ведь есть много других причин, по которым дети плохо читают:

  • скудный лексикон. Прочитывание и осмысление незнакомых слов требует дополнительного времени. Соответственно, большой словарный запас положительно влияет на скорость чтения;
  • низкая концентрация внимания. Не все умеют сосредоточиться при посторонних звуках, некоторых сбивает с толку даже пролетающая мимо муха;
  • зрительная регрессия. Среднестатистический школьник возвращается глазами к уже прочитанным словам из одной строки около 20 раз. Чтобы исключить такой фактор, во время прочитывания водят пальцем или указкой;
  • книга не по возрасту. Сложный отрывок зачастую дается тяжело из-за избытка знаков препинания, редко употребляемых слов, непонятного смысла;
  • психологическая травма. Насмешки одноклассников, неблагополучная атмосфера в семье, недостаток внимания – такие факторы приводят к неуверенности и излишнему волнению;
  • особенности здоровья. При проблемах со зрением, например, не получается хорошо видеть буквы. Полноценно работать с текстом также мешают нарушения слуха и заикание.

Важно! Особенность дислексии в том, что даже после проработки ошибок ребенок допускает все те же неточности.

Кроме перечисленных выше факторов на умение читать быстро влияют врожденный темп деятельности и особенности темперамента. Школьник, который по жизни медлительный, неспешно разговаривает, долго думает перед ответом на вопрос, сложнее осваивает скорочтение.

Как помочь ребенку улучшить технику чтения

Чтобы к ребенку быстрее пришло осознанное правильное чтение целыми словами с соблюдением интонационных пауз и ударений, важна систематичность обучения. Родители должны отбросить собственную лень, поставить цель и приложить усилия.

Заниматься нужно каждый день. Для отработки скорости рекомендуют такие упражнения:

  • чередование знакомого и незнакомого фрагмента. Сначала несколько раз читают отдельный отрывок, потом – его же, и дальше продолжают незнакомую часть. Так быстрый темп с многократно прочитанного текста переходит на новую информацию;
  • старт-стоп. Кроха следует командам родителя: «старт» – нужно читать, «стоп» – откинуться на спинку стула и закрыть глаза. После отдыха, спустя 4-5 секунд опять повторяется «старт». Продолжать читать следует с того места, на котором была остановка;
  • скороговорки. Зачастую про себя читают быстрее. Просто глаза бегут вперед, а мы не успеваем вслух проговаривать прочитанное. Тренировка артикуляционного аппарата позволит быстрее и четче произносить слова;
  • чтение с «препятствиями». Следует негромко читать одновременно с чадом, у каждого свой текст и свой темп. Это приучит концентрироваться на собственном задании и не отвлекаться на посторонние звуки.

Полезно больше времени проводить на свежем воздухе, приобщать всю семью к спорту. Хорошая физическая форма способствует активной работе мозга. Нельзя забывать про общие умственные нагрузки. Учить наизусть стихи, пересказывать рассказы, тренировать память – все это в комплексе поможет. Уже не придется думать, сколько ребенок должен читать слов за минуту во 2 или 3 классе.

читаем книгу с мамой

Чего ни в коем случае нельзя делать

В процессе обучения маленького читателя следует поддерживать, делать все, чтобы он получал удовольствие от своего развития. Неправильным отношением родители могут отбить желание заниматься и идти вперед.

Вот чего точно делать нельзя:

  • заставлять, уговаривать. Нужно быть хитрее – придумать игру или соревнование, предложить читать поочередно или по ролям в виде театра;
  • грубо указывать на ошибки, кричать и ругать. Поправляйте очень тактично или вовсе «упустите» из виду неправильно прочитанное слово;
  • наказывать чтением. Угрозы типа «не пойдешь гулять, пока не прочитаешь» ни к чему хорошему не приведут.

Правильные действия – хвалить кроху, заставить поверить в себя, радоваться вместе каждой прочитанной строчке. Ведь это маленькая победа.

Как быстрее привить чтение деткам

Есть специальные пособия, состоящие из заданий для проверки техники чтения в начальной школе. Например, сборник Ольги Александровой. В нем не только тексты и вопросы по содержанию, но и тест на уровень подготовки учащегося, перечень рекомендованной литературы. Здесь же приведены примерные цифры по классам, сколько ребенок должен читать слов в минуту.

Можно подыскать тексты самостоятельно. Как правило, начинают с небольших рассказов. Ниже приведено несколько примеров (в конце каждого указано количество слов). Под текстами составлены вопросы, в ответах на которые ученик выражает понимание смысла прочитанного.

Кит

Кит – это самое большое животное на нашей планете. Король океанов – так называют кита. Он может жить только в океане. Ни в одном зоопарке мира нет китов. Из жира печени и мяса кита делают нужные нам продукты. Охотиться за китами опасно и трудно. Этим занимаются только храбрые и очень сильные люди.

(50 слов)

  1. Какое животное самое большое на нашей планете?
  2. Где живет кит?
  3. Легко ли охотиться на китов?

 

Сторож

У нашей утки были пушистые утята. Однажды утку утащила лиса. Мы научили собаку водить утят к речке. Вот впереди идет важно собака. За ней к реке спешат утята. Утята ныряют в воде. Потом гуляют на зеленом лугу. Собака зорко охраняет утят. Потом ведет их домой.

(45 слов)

  1. Кто утащил утку?
  2. Кто водил утят к реке?
  3. Где гуляет собака с утятами?

 

Как заниматься родителям с детьми по таким текстам

Необходимо обращать внимание не только на скорость, но и на выразительность чтения. Постепенно «отходят» от деления на слоги. Короткие слова произносят целиком. На вопросы дают полные ответы. Если были допущены ошибки, проговаривают неправильно произнесенные слова. Текст читают повторно. В 1 классе рекомендуют прорабатывать отрывок 3-5 раз. Путем многократного прочитывания ребенок учится усваивать информацию лучше и быстрее.

Можно по этим же рассказам предложить игровые упражнения в виде чтения:

  • через слово;
  • вверх тормашками;
  • наоборот по буквам.

Благодаря подобным играм процесс обучения оживляется, становится творческим и запоминающимся. Если видно, что ребенок устал, лучше прервать занятие и продолжить после отдыха.

Выводы

30-40 слов в минуту – вот сколько должен читать ребенок к концу 1 класса, а до января детям устанавливают меньшую норму, допускается проговаривание с делением на слоги. Не беда, если не получается сразу соответствовать общепринятым цифрам, у каждого свой темп развития. Важно развивать навыки, и в этом отводится особая роль родителям. Хороший результат дают совместные времяпровождения за книгой, игровые формы чтения, семейные походы в библиотеку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector