Детские скороговорки для развития речи и дикции

По статистике, проблемы с речью имеются у каждого четвёртого ребёнка. Избавиться от дефектов речи можно с помощью специальных упражнений – скороговорок. Их регулярное использование  помогает добиться правильного произношения и развивает дикцию. Важные условия для получения результата – выбор скороговорок в соответствии с возрастными и речевыми особенностями  ребёнка, а также соблюдение основных правил во время тренировок. Плюс таких занятий в том, что их можно проводить в домашних условиях, самостоятельно, без логопеда.

О современных скороговорках

Жанр появился у разных народов очень давно. Сначала смешные фразы придумывали исключительно для развлечения, объединяя в предложения слова с повторяющимися сочетаниями звуков. Произносить их было сложно, со стороны это было забавно. Постепенно они получили более полезную функцию.

Современные скороговорки изначально придумываются для развития речи и дикции. Их нужно произносить и быстро, и чётко. Фразы должны быть понятны детям, в них не рекомендуется включать незнакомые для ребёнка слова. Ещё лучше, если скороговорки не просто интересные, а  смешные. В таком случае дети будут заниматься речевой гимнастикой с удовольствием.

девочка говорит скороговорки с мамой

Виды скороговорок

Скороговорки используются для устранения дефектов речи и улучшения дикции. Хорошая дикция для устной речи – это то же, что и красивый почерк для письменной. Под дикцией подразумевается верное и чёткое произношение звуков, правильная постановка ударения и интонация. Фразы для речевой разминки подбирают с учётом того, какие проблемы необходимо решить.

Для развития речи

Для развития речи используются специально подобранные фразы. В них часто встречается именно тот звук, отработка которого  необходима в конкретном случае. У малышей это чаще всего звуки р, л, ш, ж.

Регулярное быстрое и правильное чтение фраз с труднопроизносимыми сочетаниями звуков развивает речевой аппарат ребёнка. Со временем он начинает лучше владеть своим языком, произносит слова чётко и понятно, не проглатывая их концовки.

Для развития дикции

Когда ребёнок начинает справляться с «трудными» звуками, речевые разминки проводят для улучшения его дикции. Для этой цели подходят любые скороговорки.  Рекомендуется начинать с самых простых вариантов:

Га-га-га у козы рога.
У нас газ погас.
Наш Полкан попал в капкан.
Король – орёл.

Для занятий с детьми 6 – 7 лет выбирают уже скороговорки более сложные. Их разучивание не только закрепляет речевые навыки, но и тренирует память, внимательность. Дети пополняют свой словарный запас, учатся прислушиваться к своей и чужой речи.

Королева кавалеру подарила каравеллу.
У ежа и ёлки иголки колки.
Белые бараны били в барабаны.

Скороговорки для дикции у подростков обычно представляют собой небольшие шутливые стишки или длинные фразы.

К таким относятся, например, фразы про лавировавшие корабли и про чёрненьких чертят. Длинные скороговорки рекомендуется почаще произносить даже тем подросткам, у которых нет никаких дефектов речи. Это упражнение обеспечивает чистоту речи, помогает добиться размеренного темпа. К этому возрасту все дефекты речи, как правило, устраняются. Если же они всё-таки нарушения речи не были скорректированы до подросткового возраста, на этом этапе занятия должен проводить только опытный логопед.

С чего начать? Советы родителям

Специалисты рекомендуют начинать занятия с упражнений на произношение глухих шипящих. Затем следует перейти к фразам, помогающим улучшить произношение свистящих звуков. В последнюю очередь рекомендуется отрабатывать сонорные звуки. Именно при такой последовательности, по мнению логопедов, занятия будут наиболее эффективными.

говорим скороговорки с бабушкой

Рекомендуемые правила для занятий скороговорками

Использование скороговорок в роли речевого тренажёра кажется простым делом, но заниматься этим нужно грамотно.  Речевой аппарат ребёнка ещё не окреп, и ему легко можно навредить неумелыми тренировками. Основные правила таковы:

  1. Правильно подбирать текст по возрасту ребёнка. Занятия строятся по принципу «от простого к сложному». В разучиваемой фразе не должно быть звуков, которые малыш ещё не умеет произносить. Их включают на этапе введения нового звука. Желательно, чтобы в предложении был смешной сюжет. Так малыш легче его запомнит и с интересом выучит. Когда скороговорка будет разобрана и выучена, задание можно немного усложнить: поменять местами конец и начало.
  2. Нельзя заставлять ребёнка учить и проговаривать скороговорки. Занятия проводятся, когда малыш находится в хорошем настроении и сам изъявляет желание потренироваться в скорочтении. Если какие-то сочетания звуков малышу не даются, лучше заменить выбранную шутливую фразу другой, не акцентируя на этом внимания.
  3. Ни в коем случае нельзя ругать или наказывать детей за неудачи. Над ошибками можно просто посмеяться, не задевая самолюбия ребёнка.
  4. Рекомендуется хвалить ребёнка за каждый маленький успех. Хорошо мотивирует конкретная и посильная для малыша цель – освоить скороговорку к какому-либо событию или мероприятию, где он сможет всем продемонстрировать свои умения.

Как отрабатывать скороговорку

Разучивание скороговорок – это обучающая полезная игра, в результате которой ребёнок  сможет правильно говорить и быть уверенным в себе. Соблюдая рекомендации специалистов, можно повысить эффективность подобных тренировок.

Логопеды рекомендуют придерживаться следующего порядка действий при разучивании фразы:

  1. Произнести предложение или стишок  по слогам, медленно. Каждый звук выговаривать чётко. Цель – заинтересовать малыша. Затем следует прочитать скороговорку в быстром темпе и с весёлой интонацией, чтобы ребёнку понравилось, как она звучит.
  2. Перед заучиванием разобрать с ребёнком смысл фразы.
  3. Выучив скороговорку, необходимо проговорить её сначала без слов – двигая губами, зубами и языком. При необходимости следует показать ребёнку, какое положение должны занимать органы артикуляции во время произношения каждого звука.
  4. Проговорить  шёпотом, чётко проговаривая слоги.
  5. Проговорить текст, сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп. Важно следить за тем, чтобы ребёнок не проглатывал окончания.
  6. Для поддержания интереса к речевому упражнению можно предложить ребёнку при произношении менять интонации (грустная, вопросительная, агрессивная, радостная и другие). Можно задавать темп, хлопая в ладоши. Детям также нравится чтение скороговорок с дополнительным заданием. Например, подбросить мяч и успеть прочитать фразу до того, как он упадёт.

Скороговорки на буквы

Овладение всеми звуками языка у малыша происходит постепенно. К 3,5 годам в речи ребёнка появляются свистящие звуки (з,с,ц), следом за ними идут шипящие (ч,ж,ш,щ). Ближе к 5 годам вводятся звуки {р} и {л}. Не все звуки получаются сразу,  и это не страшно. Своевременно начатые тренировки труднопроизносимых звуков помогут быстро устранить все речевые дефекты.

Незаменимым помощником в этом деле стали скороговорки, которые используются как в домашних условиях, так и на занятиях с профессиональным логопедом. Современные скороговорки насчитывают сотни вариантов для оттачивания правильного произношения любого звука. Родителям остаётся лишь выбрать из них те, которые соответствуют возрасту малыша по сложности. При этом стоит учитывать, что длинная скороговорка – не всегда значит сложная.

Скороговорки на «б» и «д»

Для отработки произношения звуков «б» и «д» можно использовать следующие фразы:

У Бобы винт, у Вити бинт.

Краб крабу сделал грабли.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

Белые бараны били в барабаны.

Бобры для бобрят добры.

На дуб не дуй губ, Не дуй губ на дуб.

Добыл бобыль бобов.

Брёл по речке Боря в брод, Уронил свой бутерброд.

Скороговорки на «т» и «д»

Научиться различать и чётко произносить звуки «т» и «д» помогут такие варианты:

По дороге топал тополь. Тополь топал в Севастополь.

Тридцать три вагона вряд. Тараторят, тарахтят.

На дворе трава, на траве дрова.

Дятел выдолбил дупло, Дятлу в том дупле тепло.

Деликатный кот не доел деликатес.

скороговорка с зеркалом

Скороговорки на «р»

Именно с этим звуком у малышей часто возникают трудности. Его произношение непросто даётся даже некоторым взрослым. Скороговорки со звуком {р} очень важны в работе над чистой речью и хорошей дикцией. Для начала следует выбирать короткие и простые варианты, а для закрепления полученного навыка перейти к более сложным выражениям.

Враг не друг, у ног нет рук.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Боря Ире дал Ириску, Ира Боре – барбариску.

У королевы был кавалер. У кавалера была королева.

У Кондрата куртка коротковата.

Крута гора, в горе  — дыра.

Скороговорки на «л»

{Л} – это ещё один труднопроизносимый для детей звук. Работу над его произношением не следует откладывать.

Пол мыла лара, Лиля Ларе помогала.

Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

Вкусна халва, халве хвала!

Лань лизнула Лину в лоб.

Скороговорки на «р» и «л»

К скороговоркам повышенной сложности относятся прибаутки, в которых встречаются одновременно оба трудных для малышей звука – {р} и {л}.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Варила, Варвара, варила, да не выварила.

Кроль – орёл, орёл – король.

Протокол по протоколу протоколом запротоколировали.

Кто колпак переколпакует и первыколпакует?

Скороговорки на «г»

Прибауток для тренировки звука {г} тоже много. Они также представлены простыми и более сложными вариантами.

Пал град на пять гряд.

Гордится графиня гранёным графином.

Груша гусениц не любит, грушу гусеницы любят.

Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.

Где горы в городе Гагры?

Скороговорки на шипящие

Шипящие звуки – настоящее испытание для многих детей, да и взрослых тоже. Регулярное проговаривание тренировочных фраз позволит ребёнку незаметно для себя правильно выговаривать шипящие звуки.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Шесть мышат в камышах шуршат.

О чём ты плачешь, чучело? Быть чучелом насучило.

На соседа, на грача, Накричал грач сгоряча.

Не живут ужи, где живут ежи.

скороговорки с шипящими

Скороговорки на «п»

Наш Полкан попал в капкан.

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Купи кипу пик.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Скороговорки на «с»

Свистящие звуки также заставляют малыша потрудиться, прежде чем он научится их дифференцировать с шипящими.

У лисы усы для красы.

У киски в миске сливки скисли.

У Сени с Саней в сенях сом с усами.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Использование скороговорок для детей для развития их речи и дикции – отличный способ в игровой форме развить речевой аппарат ребёнка, помочь ему в овладении трудных для произношения звуков. Регулярные занятия сделают речь внятной и выразительной, а это один из важнейших факторов для успешного обучения детей  в школе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector