Важная задача родителей – дать детям как можно больше возможностей реализовать себя. При плохой дикции часть подходящих профессий сразу отпадает. Не научившись красиво говорить, ваше чадо вряд ли станет успешным ведущим, певцом, актером, педагогом, политиком. А вдруг какое-то из этих поприщ будет для него целью и мечтой? Вот и получается, что развитие дикции у ребенка – это миссия для ответственных пап и мам, которые желают крохе достижения высот в любимом деле.

Что такое дикция и почему она важна?

Устраиваясь на работу или просматривая вакансии, вы наверняка встречали в требованиях к кандидатам модное слово «коммуникабельность». Это способность общаться. Люди с таким навыком быстрее адаптируются в новой среде, легко контактируют с окружающими, во время разговора чувствуют себя уверенно. Ценными качествами коммуникабельных сотрудников являются интеллигентность и эрудированность, а также грамотно поставленная речь. Они говорят четко и понятно, и хорошее произношение слов помогает:

  • Легко доносить мысли до других. Даже в личной жизни без этого не обойтись. Люди должны вас понимать. Четкая дикция облегчает восприятие информации;
  • Удерживать внимание слушателей. Искажения звуков вынуждают окружающих тщательно вслушиваться. Это замедляет осмысление, отвлекает внимание;
  • Оказывать влияние на аудиторию. Красиво поданный рассказ производит нужное впечатление, заставляет серьезно отнестись к словам.

как улучшить дикцию у ребенка

Причины плохой дикции, тихого голоса и невнятной речи

Плохое произношение слов может быть связано с дефектами артикуляционного аппарата или слуха, задержкой развития, психическими отклонениями. В таких случаях кроме логопеда помощь в лечении оказывают невролог, психиатр, сурдолог, отоларинголог, стоматолог (в зависимости от диагноза).

Нередко вопрос о том, как поставить дикцию ребенку, становится актуальным из-за того, что он подражает взрослому, который плохо говорит. Основной же причиной неправильной речи специалисты называют недостаточную подвижность нижней челюсти и неспособность широко открывать рот. Произношение при этом получается глухим, слова звучат невнятно и скомкано.

Что касается тихого голоса, то его причиной зачастую является неуверенность в себе. У многих взрослых есть комплексы и страхи, а что говорить о детях с их неустойчивой, ранимой психикой. Помогите ребенку повысить самооценку, не критикуйте за неудачи, поддерживайте в любых начинаниях. Показывайте уверенность личным примером – принимайте решения и несите за них ответственность, не сомневайтесь в поступках, отстаивайте свою точку зрения. Помните, дети подражают старшим.

Это интересно! Маргарет Тэтчер изначально не умела выступать, терялась перед публикой. Оставлял желать лучшего и тембр голоса. Она долго изучала ораторское мастерство, работала над дикцией. На пути к посту премьер-министра были уроки у тренера по постановке голоса и многое другое из области самосовершенствования.

Как развить дикцию

Перед тем как тренировать дикцию, исключите неврологические и другие нарушения, при которых требуется помощь узкопрофильных медиков. Для моральной поддержки можете походить к психологу. Особую роль в коррекции речевых недостатков играют занятия у логопеда. На них уделяют внимание:

  • улучшению подвижности артикуляционного аппарата;
  • исправлению фонематического слуха;
  • постановке проблемных звуков.

Работа специалиста с детьми предполагает форму игры, чередование нагрузок, переключение внимания с одних упражнений на другие. Помните, не все зависит от логопеда. Он учит и разъясняет, а в остальном важно ваше внимание к ребенку. Вы должны следить за своей речью и речью малыша, исправлять его, но делать это аккуратно. Необходимо регулярно выполнять упражнения для развития дикции.

Станиславский о развитии дикции

«Человек владеет большой силой – словом. Ним можно убить или вернуть к жизни».

Подтверждая это, К. С. Станиславский разработал целую систему речевого тренинга. Важное место в том, как нужно развивать дикцию и речь, уделено следующим постулатам.

Станиславский о развитии дикции у детей

  1. «Мастерство говорящего в том, чтобы чьи-то слова стали твоими». Вжиться в роль и прочувствовать текст героя Станиславский помогал актерам таким методом. Он просил их рассказать какую-то историю из собственной жизни. Каждый старался как можно точнее и подробнее восстановить в памяти все детали, а потом максимально «красочно» донести их до слушателя.
  2. «Человек, который не умеет правильно дышать, не умеет и говорить». Особую роль играет дыхание диафрагмой (брюшное). Оно наделяет голос силой и энергией. Бесшумный, но глубокий вдох, воздух расходуется очень экономно, а потом незаметный, регулируемый выдох. Речь чистая и четкая, без лишних звуков и придыхания.
  3. «Речь без эмоций – бесцветна». Для тренировки выразительности один и тот же стих читают, представляя разные ситуации: сплетничая о ком-то, рассказывая большой секрет, сильно радуясь чему-то, пытаясь рассмешить, будучи раздраженным или даже злым. Каждое из состояний по-своему отражается на звучании голоса. Ничто так не влияет на речевой процесс, как эмоции.

Виды упражнений для развития дикции

Советуя, как можно быстро улучшить свою дикцию, логопеды обязательно рекомендуют несколько методов:

  • рассказывание чистоговорок и скороговорок;
  • тренировка дыхания;
  • выразительное чтение книг;
  • артикуляционная зарядка;
  • прослушивание своего голоса.

Если занятия будут регулярными, первые улучшения появятся уже через несколько дней. Для стойкого результата необходимо уделять время всем перечисленным способам постоянно.

Дыхательная гимнастика

Хрипота, гнусавость, сиплость, проглатывание слогов – все эти дефекты речи могут быть связаны с несоблюдением правильной техники дыхания. А ведь она лежит в основе того, как улучшить дикцию и наделить голос уверенным, красивым звуком (так называемая благозвучность голоса). Показывайте ребенку дыхательные упражнения, пусть повторяет за вами.

  1. Станьте, ноги на ширине плеч, спина ровная. Левая рука на грудной клетке, правая – на животе. Сделайте вдох через нос, выпячивая живот вперед и наполняя нижнюю часть грудной клетки. Делайте выдох ртом, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение. Это поможет разработать диафрагму.
  2. Учитесь задерживать воздух. Быстро вдохните носом, после чего задержите дыхание на 3-5 секунд. Сделайте выдох ртом. Повторяйте упражнение в течение 5 минут. С каждой следующей тренировкой больше следим за дыханием, а время задержки можно увеличивать.
  3. Быстро наберите ртом как можно больше воздуха, потом плавно его выдыхайте, проговаривая гласные (а, о, у, е, ы, и). Следите, чтобы буквы звучали громко, четко и чисто. Старайтесь сделать каждую гласную более долгой, как во время пения.
  4. На выдохе с закрытым ртом «мычите» (м-м-м), пока в области нижней губы не появится ощущение щекотки. Для лучшей тренировки артикуляционного аппарата меняйте громкость звучания – то тихо, то громко.
  5. В завершение подражайте тигру (р-р-р). Опять «поиграйте» с громкостью звука и интонацией (то тоненьким голосом, то грубым). Поднесите ко рту малыша маленький кусочек ваты на ладони. Пусть он громко рычит. При сильной воздушной струе ватка будет подпрыгивать и даже слетит с ладони.

Артикуляция звуков «ш – ж»

Упражнения для улучшения артикуляции и дикции зависят от проблемных звуков, которые есть у ребенка. Начинать работу над «ш» и «ж» нужно в 4-5 лет. Фонемы используют в паре (звонкий и глухой) из-за схожести в произношении.

  1. Работайте над слогами: ша – жа, шу – жу, ше – же, ши – жи, шё – жо, шпа – жда, шме – жме.
  2. Произносите слова, в которых «ш» и «ж» расположены в самом начале: шар – шустрый – шорох – широкий – шелест; жаба – жук – жираф – женщина – желтый.
  3. Теперь пусть буквы стоят в середине слов: мишура – абажур, ваш – важный, пушок – дружок.
  4. Подберите скороговорки на ш – ж, например: «он вышел в роли протеже и выше крыши прёт уже»; «ежик в бане вымыл ушки, шею, кожицу на брюшке»; «шпалы ждали, шпалы спали, шпалы целый день лежали».

Артикуляция звуков «к, г, x»

Распространенными нарушениями в артикуляции звуков к, г, х являются не искажения или их полное отсутствие, а различные замены. Неправильное развитие фонематического слуха зачастую приводит к расстройствам процесса письма, дисграфии. Речевые дефекты исправляют еще до школы, чтобы позже не пришлось думать о том, как исправить дикцию подростку.

Над дифференциацией, выделением звуков «к, г, х» работайте по общепринятой схеме:

  • каждый из них проговорите отдельно, потом в слоговых рядах: к – ка – ко – ку – ки – кы – ке;
  • сопоставьте схожие звуки изолировано, затем в слогах: к – г, ка – га, ку – гу, ко – го, ке – ге, ки – ги, кы – гы;
  • подберите акустически схожие слова с проблемными фонемами: кот – год, колос – голос, кол – гол, кора – гора, куст – густ;
  • теперь стихи, скороговорки с конфликтным сочетанием: (к – г) Маленькому Гошке, Подарили кошку, Маленькой Агашке, Дали манной кашки.

Отработка сочетаний звуков в форме игры

Думая о том, как улучшить четкость речи и дикцию ребенка дома, не забывайте о необходимости заинтересовать, вовлечь в процесс обучения. Для этого отлично подходит отработка звукосочетаний в форме игры.

  1. Предложите крохе бросать воображаемой ракеткой теннисный мячик с возгласами: Кпту! Кпта! Кпто! Кпты! Кпти! Кпте!
  2. Делайте вид, что забиваете гвозди и озвучивайте этот процесс: Бдга! Бдгу! Бдго! Бдге! Бдгы! Бдги!
  3. Копируйте звук копыт бегущей лошади: Кптка! Кптко! Кптку! Кптки! Кптке! Кпткы!
  4. Придумайте еще 2-3 игры в имитацию со звуковым сопровождением взрывными согласными (к, п, т, б, д, г).

отрабатывают звуки в форме игры

Отработка звука ц

Свистящие звуки дети уже должны выговаривать в 3-3,5 года, но для многих именно «ц» становится трудным. Поначалу «чапля» (цапля) и «чирк» (цирк) кажутся милыми особенностями, но позже перерастают в проблему. Учиться цыкать можно при условии успешного произношения согласных «т» и «с». Отработать звук «ц» помогут такие занятия:

  • попросите ребенка сказать «т», при этом сильно выдыхая. В конце будет слышаться свистящий «с», получится нечто похожее на «тс». Для тренировки слога «ац» используйте звукосочетание «атс», переходя с сильным выдохом от «а» к «тс». Также прорепетируйте с «оц», «уц», «иц», «ец»;
  • попробуйте метод подражания. Губы в улыбке, кончик языка упираем в нижние зубы – вы четко, преувеличено произносите звук и фиксируете внимание малыша на артикуляции и на ощущении толчка воздуха на тыльной стороне руки;
  • подберите пары с похожими слогами на «с»: рассвет – расцвет, села – целый, сок – цок, сабля – цапля;
  • закрепите «ц» в скороговорках. 1. Цыплята и курица пьют чай на улице. 2. Во дворце у царя и царицы есть красивые жар-птицы. 3. На улице в колодце целый день водица льется.

Тренировка произношения согласных

Работая над тем, как развить дикцию и речь, следите за внятным, правильным произношением слов с сочетанием согласных. Например, часто неверно выговаривают удвоенную букву (обыкновеНо – надо обыкновеННо, коЛекция – надо коЛЛекция, суМа – надо суММа). Она должна звучать дольше обычного, как протяжный звук.

Не должны выпадать и одинаковые согласные на стыке слов или слова и предлога. Подобные произношения нужно тренировать: к Кириллу, в воду, к концу, тот товарищ, отдать, бессмертный. Для сравнения используйте пары: ведение – введение, верх – вверх, спорить – бесспорный, зрение – воззрение.

Произнесите сначала медленно, затем быстрее

Для улучшения дикции используют сложные по произношению слова и фразы. Важный принцип тренировки – чередование медленного и быстрого темпа проговаривания.

  1. Начните с трудных звукосочетаний: кфста, фстра, ждра, ждро, ждры, мвсти, мвста, мкртч, взва, встро.
  2. Подберите слова, в которых подряд стоит несколько согласных: контрстратегия, контрреволюция, ротмистрство, монстр, философствует, бодрствует, кунсткамера.
  3. Продолжите занятие предложениями, которые состоят только из ударных слогов: стук в дверь; Клим клал лук на ларь; в тот день был град; наш гость взял трость; всем люб был Глеб.
  4. В завершение проговаривайте медленно, а потом быстро скороговорки с разными сочетаниями согласных, например, про Карла и Клару, траву на дворе, а также Сашу, которая шла по шоссе. Можете сочинить труднопроизносимые фразы самостоятельно или читать текст самой длинной скороговорки «Лигурия».

Слушайте себя

Полезно записывать выполняемые упражнения для улучшения речи на диктофон. Прослушивание со стороны дает более полное представление о дефектах и их исправлении. Так будет понятно, есть ли изменения и результат, над чем еще необходимо потрудиться. Чтобы оценка была правильной и объективной, слушайте диктофонные записи на «свежую голову». Просто отдохните несколько часов. Пусть настрой будет бодрым и позитивным. Анализируйте свой голос с помощью диктофона до выработки произношения, которое покажется вам безошибочным.

мальчик слушает сам себя

Чистоговорки

В первую очередь чистоговорки обучают четкому произношению. Они также помогают исправить дефекты речи. Можно использовать чистоговорки следующим образом:

  • говорить с разными эмоциями в голосе;
  • менять тональность и темп – тихо, громко, медленно, быстро;
  • повторять под музыку, что прививает чувство ритма.

Для начала предложите крохе чистоговорки с несложными звуками (с, л, м, к, н). Вы говорите, он повторяет. Можно заниматься по пути в садик или на прогулке. Бывает, что на работу над правильным произношением уходит некоторое время. Не торопитесь и не нервничайте. Следите, чтобы малыш старался отчетливо выговаривать первые слоги.

Са-са-са – ох и хитрая лиса.

Ма-ма-ма – в гости к нам идет зима.

Ку-ку-ку – сидят галки на суку.

Но-но-но – мы идем с тобой в кино.

Ал-ал-ал – папа наш устал.

Если легкие чистоговорки освоены, предлагайте сочетания с шипящими звуками и «р». Можете найти готовые варианты в интернете или сочинить что-то совместными усилиями (вы будете произносить слоги, а ребёнок должен придумать строку в рифму).

Ра-ра-ра – разбежалась детвора.

Жу-жу-жу – молока налью ежу.

Чу-чу-чу – я пятерку получу.

Ща-ща-ща – я поймал леща.

Дополнительные упражнения

Чтобы быстрее улучшить дикцию, разрабатывайте мышцы лица и весь артикуляционный аппарат с помощью таких упражнений:

  • смачно позевайте несколько раз с широко раскрытым ртом. При этом работают и губы, и челюсть, и небо с глоткой. Голос пробуждается;
  • высовывайте язык как можно дальше изо рта, пытаясь тянуться до кончика носа, ушей, подбородка. Теперь закройте рот. Поочередно упирайте язык в щеки;
  • откройте рот, выполните 4-5 раз активные движения нижней челюстью вперед и назад;
  • теперь, опять же с открытым ртом, прикоснитесь языком к каждому зубу в верхнем и нижнем ряду.

Особенности упражнений и как их правильно выполнять

Занятия на развитие артикуляционного аппарата начинают с 2 лет. По мере роста малыша их усложняют. Даже 10 минут в день дают улучшение дикции, увеличивая шансы на исправление речи без помощи специалистов. Главное – соблюдать систематичность обучения. Уделять время тренировкам следует регулярно.

Перед тем как пробовать улучшить дикцию и четкость речи ребенку, не забудьте повысить при необходимости собственный уровень. Многие люди имеют проблемы в звукопроизношении, сами того не зная. Используйте материал для самостоятельной работы, при этом по возможности обратитесь к логопеду. Он покажет, как выполнять упражнения, а дальше вы будете заниматься дома, будучи уверенным в правильности своих действий.

сильный мальчик

Работаем над качеством дикции

Часто приходиться слышать от людей, совершенствующих свою дикцию, мол, я тренирую речь, как героиня фильма «Карнавальная ночь». Помните, Муравьева рассказывает скороговорку «кукушка кукушонку…» с грецкими орехами во рту? Действительно, таким образом можно разрабатывать артикуляционный аппарат. Научившись говорить с «помехами», человек легче произносит слова в обычных условиях. Вместо орехов можете класть в рот пробки от винных бутылок или хорошо вымытые камушки гальки.

Сделайте все необходимое для хорошей дикции и заметите, как качество речи влияет на гармоничное развитие ребенка. Он становится более уверенным в себе и не боится общаться, лучше усваивает навыки чтения и письма. Повышается количество получаемой информации, налаживаются отношения в коллективе, восстанавливается эмоциональный фон.

Добавить комментарий