Речь каждого человека уникальна. Звуки в ней отличаются и могут быть разными. Например, «р» может быть хлюпающим, носовым или горловым (так звучит известный французский акцент). У детей он может и отсутствовать. В 4 года это считается нормой, а вот ближе к 6 годам уже стоит переживать. Почему же так происходит? Что мешает ребенку рычать?
Когда начинает говорить букву р
Постановка звуков речи происходит поэтапно. Разные звуки речи появляются в определенные возрастные периоды. Сначала они учатся произносить самые легкие звуки. Постепенно их речь насыщается более сложными. В идеальном случае ребенок в возрасте 4 лет уже умеет выговаривать большую часть алфавита. Одним из последних появляется звук «р». Его дети учатся произносить в возрасте 4,5–5,5 лет.
При этом важно понимать, что каждый ребенок развивается в своем темпе. У кого-то звук появляется раньше, у кого-то позже. Беспокоиться стоит в том случае, если ребенок не научился рычать к 6 годам.
Почему может не выговаривать букву р
Правильное произношение «р» может быть осложнено следующими причинами.
- Короткая уздечка
Иначе ее называют подъязычной связкой. Из-за ее недостаточной длинны сложно свободно двигать языком, поднимать его вверх. В большинстве случаев эта проблема обнаруживается в роддоме. Если она мешает нормальному существованию младенца, не дает ему сосать грудь, то ее подрезают. Если же патология была обнаружена позже, то для коррекции обращаются к логопеду.
- Нарушения фонематического слуха
Фонематический слух – способность правильно воспринимать и воспроизводить речь. При нормальном развитии ребенок в возрасте 3 лет уже может различать похожие звуки. При этом не важно, умеет ли он сам их произносить или нет.
Причиной для задержки развития могут быть перенесенные заболевания (отит, аденоиды) или другие проблемы со здоровьем. Как результат, возникают нарушения звукового синтеза и анализа. Искажается то, как ребенок слышит звук, появляются пропуски в словах.
Для справки
Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Звуковой синтез – соединение звуков в слоги и слова.
- Глубокий прикус.
В норме прикус выглядит так: передние верхние зубы перекрывают нижние примерно на 1/3, остальные смыкаются друг с другом. При глубоком прикусе нижние зубы скрыты верхними более, чем на половину. Из-за этого сложно правильно поставить язык, так как упор должен быть на верхние зубы.
- Неправильное речевое дыхание.
Для правильного произношения нужно уметь правильно дышать. Не все дети это умеют. Основные ошибки: поднимать плечи во время вдоха, поверхностное дыхание, неравномерное распределение выдоха по словам.
Цикл правильного речевого дыхания состоит из 3 фаз: вдох через нос, плавный и равномерный выдох через рот, небольшая пауза после каждого выдоха. При правильном дыхании отсутствуют свистящие и шипящие звуки.
Почему трудно рычать
«Р» звук – это один из самых сложных для произношения. Цикл произношения состоит из 2 фаз.
- Поднимается кончик языка к верхним зубам. Важно, чтобы язык не сужался, а оставался распластанным, т.е. напоминал блинчик
- При выдохе на кончик языка направляется струя воздуха, чтобы появилась вибрация.
Для таких действий ребенку потребуется развивать речевой аппарат, корень языка и уздечку.
Коррекция произношения «р»
Что сделать дома
Установить точную причину нарушения и определить план работы с ними сможет логопед. Однако он начинает работать только с детьми от 6 лет. Да и бывают ситуации, когда по каким-либо причинам к логопеду для постановки звука «р». В этом случае необходимо начинать самостоятельные занятия. Они будут успешными при выполнении 3 условий.
- Терпение. Процесс правильной постановки звука «р» не будет быстрым. Потребуются ежедневные занятия на протяжении нескольких месяцев.
- Подготовленное место. Логопедические упражнения выполняют сидя перед зеркалом. Важно, чтобы ребенок мог видеть и себя, взрослого, который выполняет упражнения вместе с ним.
- Настроиться на игру. Не стоит перегружать ребенка лишней информацией. Основные ошибки в постановке звуков дома — изнурительные Оптимальный вариант – занятия в игровой форме. Ребенок будет считать, что он просто весело приводит время с родителями, а не корректирует что-то у себя. Длительность тренировки должна составлять не более 10-15 минут в день. Желательно за это время делать несколько перерывов.
Постановка звука «р» поэтапно выглядит следующим образом. Она состоит из 3 частей: артикуляционная гимнастика, собственно упражнения для постановки звука «р» и закрепление результата.
Артикуляционная гимнастика необходима для разминки речевого аппарата. Специальные упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть уздечку.
- Качели. Широко открыть рот и болтать языков вверх-вниз, при этом поочередно касаясь верхних и нижних зубов. После задержать на 15-20 секунд кончик языка у верхних зубов.
- Кукушка. Широко открыть рот. Высунуть кончик языка, дотянуться им до верхней губы и спрятать за верхние зубы.
- Маляр. Представьте, что язык – широкая кисть. Раскрасьте им зубы, щеки и верхнее небо.
- Лошадка. Необходимо щелкать языком по верхнему небу. Звук будет очень похож на цоканье копыт лошади.
- Угощение. Расслабленным языком облизать губы по часовой стрелке и против нее.
- Котенок. Представьте, что на тарелочке лежит Ваше любимое лакомство. Это может быть варенье или мороженое. Необходимо высунуть язык как можно дальше и слизать угощение. При этом важно, чтобы язык оставался свободным, не сворачивался в трубочку.
- Гармошка. Поднять язык вверх и дотянуться кончиком до неба. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
- Молоточек. Растянуть рот в широкой улыбке и постучать кончиком по основанию зубов. При этом можно представить, что кончиком языка забиваются гвозди.
Упражнения для постановки звука «р»
В постановке «р» важна постепенность. Начинать следует с других звуков. Перейдем к комплексу упражнений.
- Барабан. Широко открыть рот и ударить кончиком языка за верхними зубами. При этом нужно произносить звук «д». Начинать стоит с медленного темпа, постепенно увеличивая скорость.
- Жужжалка. Произносить звук «ж», оттягивая кончик языка вглубь рта. Постепенно «ж» перейдет в «р» со слабой вибрацией.
- Змейка. Произнести несколько раз повторяющийся «с» («с-с-с»). Затем заглотнуть язык и коснуться неба кончиком.
- Индюк. Высунуть расслабленный язык (он должен быть широким) и двигать им взад-вперед, скользя кончиком по твердому небу. Когда язык коснется альвеол, прозвучит «р».
Для справки:
Альвеолы – бугорки за верхними зубами.
- Комарик. Широко открыть рот, поднять язык вверх и упереться им в альвеолы. На протяжении 10–15 секунд активно жужжать.
- Моторчик. Положить под язык указательный палец или ватную палочку. Энергично водить ими взад-вперед. Во время этих движений выполнять упражнение «Комарик».
Закрепление результата
В тот момент правильного произнесения звука «р», важно довести его до автоматизма. Для этого потребуется выполнять комплекс упражнений, направленных на закрепление результата.
- Несколько раз громко и четко произнести звук «р».
- Произносить «р» в сочетании с другими согласными и гласными («дра-дро-дру», «тра-тро-тру»).
- После убрать «д» и «т», которые использовались как дополнительная поддержка. Работать над четкостью произношения именно «ра-ро-ру».
- Отработать произношение обратных слогов «ар-ор-ур». После этого переходить к сочетаниям, где звук «р» расположен между гласными («ору-ура-ара»). Такие сочетания можно употреблять в совершенно разных комбинациях. Важно повторять их ежедневно до тех пор, пока ребенок не начнет произносить «р» с вибрацией. После ее появления можно переходить тренировать слово, содержащие звук «р».
- В первую очередь стоит тренировать слова, которые начинаются с «р» или «тр», «др» (например, трава, дрова, рука, рубашка, дрон и т.д.). После них начинать отрабатывать слова, в которых «р» расположен в середине или в конце (топор, корова, забор, ковер, здорово).
- Использовать предложения, скороговорки с «р».
Когда стоит обратиться к логопеду
Посетить логопеда стоит до того момента, когда ребенок пойдет в школу. В противном случае проблема с речью может негативно сказаться на успешности обучения, общении со сверстниками.
Длительность занятий с логопедом определяется индивидуально. Специалист организует работу так, что постановка звука «р» поэтапно происходит в комфортных условиях, без перенапряжения. Кому-то может хватить буквально 3-4 занятий, а другим же потребуется несколько месяцев регулярных тренировок. Главная ошибка родителей – оттягивать как можно дальше поход к специалисту. Важно понимать, что чем взрослее будет ребенок, тем дольше и сложнее будет процесс постановки звука «р».