В 1,5 года ребенок становится более независимым. Он не только ходит, но и танцует. Его гуление, детский лепет сменяются попытками говорить простые слоги и слова.

У родителей возникает вопрос, какие нормы существуют по совершенствованию речи в этом возрасте? Что они могут сделать, что научить ребенка разговаривать? Как ускорить развитие речи?

Когда дети начинают говорить

У мальчиков живая устная речь формируется позже, чем у девочек. Источник отставания кроется в особенностях физиологии. У девочек головной мозг созревает оперативнее. Поэтому к 2 годам их словарный запас больше примерно в 2 раза. Девочки более эмоциональны. Они охотнее делятся своими эмоциями и переживаниями. Мальчики в этом плане более сдержаны.

первое слово

Современные исследования показали, чем активнее малыш, тем быстрее развивается его осознанная речь. Поэтому для стимулирования необходимо играть, направлять его к активности.

В психологии существует классификация детей, у которых нормально развивается устная речь. Их делят на 2 типа.

  1. Говоруны. Демонстрируют особенный интерес к миру вокруг. Они постоянно что-то говорят, задают много вопросов и легко привыкают к новой обстановке. Начинают говорить первые слова раньше своих сверстников.
  2. Молчуны. Отличаются наблюдательностью. К новой обстановке им необходимо привыкнуть. Они могут позже начать говорить, но при этом в их речи будут почти отсутствовать нарушения. Для них важно, чтобы их не только слышали, но и понимали. Родителям стоит внимательно отвечать на все вопросы малыша. Если активное развитие речи не начнется в 2-3 года, то это повод для обращения к специалисту.

Поэтапное развитие речи

  • Период 8-12 месяцев – заканчивается лепет, гуление. 1 год — появляется более четкая и понятная устная речь, которая включает в себя повторение звуков (мама, тата, баба и т.д.). Начинается первая осознанная речь. Отдельные предметы может называть по первым звукам. В речи появляются звуки животных. Выполняет простые инструкции из 1 слова. Он может показывать рукой, что прощается, качать головой в знак несогласия.
  • Период 12-18 месяцев – Появляются первые слова в речи. Ребенок называет привычные для него предметы. В возрасте 1,5 лет словарный запас может достигать до 100 слов. К ним относятся и односложные первые слова. Ребенок уже знает ближайшее окружение и правильно их называет, выговаривает звуки животных.

Сколько должен говорить в 1,5 года

В 1,5 года словарный запас составляет 30-50 слов. Дети употребляют их как по своему желанию, так и для ответов другим.

В пассивном словаре к этому времени находится уже гораздо больше слов. В период с 1,5 до 2 лет они начинают переходить из пассивного словаря в активный.

Для справки

Пассивный словарь — те слова, которые известны и понятны ребенку, но не употребляются им.

Активный словарь – слова, которые употребляются в речи.

В 1,5 года дети почти каждый день осваивают новые слова. Если устная речь соответствует нормам, то он должен начать говорить простые предложения из 2 слов. Некоторые дети в этом возрасте способны говорить только односложно.

Если в 1,5 года устная речь не соответствует норме, то родителям стоит обратиться за помощью к специалистам, чтобы начать стимулирование речи.

Какие слова должен говорить

В возрасте 1,5 лет ребенок произносит 10 простых слов. Знает он гораздо больше: около 200 различных предметов и явлений. Для родителей важно в этот период быть внимательными к ребенку. Их задача – правильно оценить количество слов, которые он может понять. Цель этого этапа развития – накопление пассивного словаря.

В этот период ребенок уже понимает повседневные действия, различает привычные предметы. Он может показать с помощью голоса те предметы, которые ему знакомы, любимые вещи. Он поворачивает голову и смотрит на названные игрушки или другие предметы.

читаем книгу

На что стоит обратить внимание

Первое, на что нужно обратить внимание, — это наличие нарушений слуха у ребенка. Если у него присутствуют нарушения слуха, то он плохо слышит окружающих, отсутствует понимание речи и из-за этого не может сам правильно воспроизводить даже простые слоги. Для диагностики необходимо обратиться к врачу-сурдологу или оториноларингологу.

Ситуации, в которых необходимо обратиться к сурдологу или оториноларингологу:

  • не может использовать голос, чтобы обратить на себя внимание;
  • отсутствует реакция на громкий звук, крик, исходящий вне поля его зрения;
  • нет телесной реакции на источник звука.

Важно! Показателем нормы служит развитие крупной и мелкой моторики. Крупная моторика – любые движения рук, ног и тела. Мелкая моторика – выполнение мелких и точных движений пальцами рук и ног.

Для того чтобы определить, существуют ли проблемы с речью, необходимо обратить внимание на следующие моменты.

  1. Может ли ответить на легкие вопросы по типу что это, кто это?
  2. Может ли реализовать просьбу (принести книгу, выключить свет и т.д.)?
  3. Получается ли у ребенка повторение слов и фраз за взрослыми?
  4. Какие звуки использует чаще остальных и в каком количестве?
  5. Сколько слов включают в себя предложения, которыми говорит ребенок?
  6. Как часто у ребенка получается самостоятельно завести разговор с взрослыми или другими детьми?

После ответов на эти вопросы стоит провести оценку органов артикуляции, т.е. языка, губ и неба.

Сначала стоит осмотреть язык. Он может иметь укороченную уздечку, быть слишком большого или маленького размера. Если язык дрожит, постоянно течет слюна, а рот приоткрыт, то возможной причиной отсутствия речи является дизартрия.

Для справки

Дизартрия – нарушение речи, причиной которого стали органические поражения нервной системы. При дизартрии ребенок не может полноценно совершать движения, которые необходимы для четкой и понятной речи.

Куда обратиться для решения явной проблемы

Речь – процесс, который управляется центральной нервной системой (ЦНС). При нарушениях в деятельности ЦНС она будет страдать в первую очередь. Для диагностики стоит обратиться к детскому невропатологу.

Причины для обращения к невропатологу в 1,5 года:

  1. Устная речь полностью отсутствует, либо имеется только непонятный лепет.
  2. Ребенок показывает пальцем или использует крик, когда хочет что-то получить.
  3. Ребенку не удается повторение за взрослыми слогов и простых слов.
  4. Устная речь появилась, но в какой-то момент она снова исчезла.

Важно! К походу к невропатологу стоит подготовиться. Ему потребуются следующие сведения: течение беременности и родов (патологии беременности, гипоксия плода, асфиксии при подах, когда первый раз был крик, начал гулить).

Причины речевого отставания:

  • Резус-конфликт матери и ребенка;
  • Инфекционные заболевания во время беременности;
  • Поздний гестоз беременных;
  • Родовые травмы, которые стали причиной минимальной мозговой дисфункции (ММД), гипоксии или асфиксии;
  • Травмы головы, нейроинфекции.

Возможно, что врач не подтвердит опасения родителей. Он может прийти к заключению о том, что развитие соответствует норме, но идет с небольшой задержкой. Однако в любом случае лучше своевременно обратиться к специалисту для консультации. Это позволит своевременно начать профилактику и коррекцию нарушений.

Рекомендации по стимулированию речи в 1,5 года

первые слова играя

Когда родители внимательно следят за своим ребенком и уделяют ему необходимое количество внимание, им удается скорректировать небольшое отставание самостоятельно. Для этого можно использовать следующие методы развития речи.

  1. Как можно чаще обращаться к ребенку по имени.
  2. В процессе общения не только показывать, но и называть окружающие предметы (мебель, посуду, игрушки, обувь, одежду, части тела у себя и у ребенка, животных).
  3. Специально создавать ситуации, чтобы ребенок был вынужден сам разговаривать. При этом не стоит договаривать что-то за него.
  4. Показывать новые предметы, рассказывая про их внешний вид. Стоит обратить внимание на цвет, форму, величину, их поверхность и материал изготовления.
  5. Организовывать совместные просмотры мультфильмов. В ходе этого рассказывать, что происходит на экране.
  6. Не оставлять ребенка надолго одного с включенным телевизором. Он создает не нужный звуковой фон. Из-за этого ребенок лишается возможности прислушиваться к речи окружающих. Постепенно она станет неинтересна для него.
  7. Взрослым необходимо комментировать собственные действия, называть предметы, которые они используют.
  8. Давать образцы правильной речи. Для этого стоит обращаться к нему с вопросами и при этом самостоятельно на них отвечать. Это поможет вытеснить из детской речи упрощенные варианты слов.
  9. Чаще читать стихи, сказки, прибаутки.

В большинстве случае причиной нарушения развития речи является то, что родители недостаточно внимания уделяют занятиям с ребенком. Они могут предпочитать отдать ребенку планшет, включить телевизор, лишь бы не общаться с ним самостоятельно. В таких случаях первые слова приходится ждать очень долго.

Добавить комментарий