Развитие мелкой моторики у детей от трёх лет

Тонкая работа пальцами помогает развить речь ребёнка. Поэтому совершенствованию мелкой моторики уделяют большое внимание с самого раннего возраста. Она отражает уровень развития ребёнка, его интеллектуальные способности.

Мелкая моторика представляет собой координированные движения, совершаемые мышцами кистей рук. Соответствующие упражнения стимулируют более активное развитие головного мозга ребёнка, улучшают память, повышают концентрацию внимания.

Развиваем мелкую моторику для детей 3 лет

Обнаружением проблем с мелкой моторикой занимаются следующие специалисты:

  • дефектологи;
  • неврологи;
  • логопеды;
  • педагоги, работающие в детских садах.

При обследовании развития мелкой моторики у ребенка 3 лет малыш должен повторять различные движения за педагогом. Такая диагностика проходит в непринуждённой, игровой обстановке.

папа и малыш рассматривают книгу

Развитие мелкой моторики в 3 года проверяют при помощи следующих упражнений:

  • прикосновения к носу указательным пальцем. Такое упражнение ребёнок выполняет с закрытыми глазами;
  • поочерёдного сгибания фаланг, располагающихся на обеих кистях рук;
  • одновременного выполнения противоположных действий. Например, одну руку нужно зажать в кулак, а пальцы другой руки, наоборот, разжать;
  • складывания указательного и большого пальчиков в «кольцо»;
  • застёгивания и расстёгивания пуговиц;
  • перекладывания в коробочку со стола мелких предметов.

Обратите внимание! При несовершенной мелкой моторике у дошкольника в 3,4 года наблюдается не только плохое развитие речи, но и большое отставание в психомоторном плане.

Методики развития

Для развития мелкой моторики рук в 3 года стоит обратить внимание на:

  • лепку из пластилина;
  • развивающиеся занятия с тестом;
  • пальчиковую гимнастику;
  • оригами;
  • работу с цветной бумагой и ножницами.

Трёхлетний ребёнок – уже маленькая личность. Поэтому занятия на мелкую моторику в 3 года должны предусматривать чёткую последовательность действий, воспитывать в дошкольнике чувство ответственности, внимательность.

Как проводить занятия

При выполнении занятий с дошкольником нужно следовать перечисленным ниже рекомендациям:

  • особое внимание уделяют играм, массажу, гимнастике;
  • занятия с малышом должны быть регулярными;
  • в 2-3 года можно проводить массаж кистей и пальцев в течение 3-5 минут. После этого приступают к произношению небольших стихотворений. Занятия по лепке и обучению дошкольника рисованию проводятся дважды в неделю;
  • задания на развитие мелкой моторики в 3, 4 года становятся более сложными. Продолжительность самомассажа увеличивают до 15 минут дважды в день. На пальчиковую гимнастику отводится как минимум 20 минут в день. Рисованием или лепкой трёхлетка должен заниматься ежедневно;
  • в старшем дошкольном возрасте длительность занятий увеличивается до 30 минут. При этом в одном занятии чередуют тренировку кистей и массаж. При рисовании используют сложные элементы: изображения цифр и букв.

Обратите внимание! В детском саду есть методические рекомендации для родителей, посвящённые развитию малыша. К их числу, например, относятся специальные стенды с интересной информацией.

Развитие мелкой моторики, чему обучается малыш

В процессе занятий развивается творческий потенциал ребёнка, происходит расширение его кругозора. Дошкольник получает представление о цвете, форме, фактуре и размере разнообразных материалов. В частности, рисование картинок и другие задания на развитие мелкой моторики в 3 года воспитывают целеустремлённость, помогают привить навык усидчивости.

девочка смотрит на маму

Необходимость развития мелкой моторики

Несовершенство моторики у детей 3 лет негативно влияет на развитие речи, замедляя скорость овладения родным языком. Одним из старейших способов улучшения координации движений являются пальчиковые игры. Такие занятия закладывают своеобразный фундамент для полноценного умственного развития дошкольника.

Примеры игр и упражнений

Хороших результатов помогает добиться игра «Фокусник». Она проходит следующим образом:

  1. Несколько предметов помещают в непрозрачный пакет.
  2. Малышу нужно определить, что находится в пакете, на ощупь.
  3. Необходимо попросить ребёнка достать ту или иную вещь. Перед тем как исполнить эту просьбу, малыш долго будет изучать этот предмет пальчиками.

Игра «Фокусник» совершенствует навыки логического мышления. Она позволяет обогатить перечень навыков крохи.

Можно выполнять и задание, похожее на испытание для Золушки. При этом на поверхность стола высыпают гречневую крупу и горох. Ребёнок должен отсортировать их по двум мискам. При выполнении этого задания родителям не стоит слишком усердствовать. Не нужно заставлять кроху долго перебирать крупы. Такое поведение может вызвать сильную усталость.

Движения маленьких пальчиков становятся более слаженными и при помощи обыкновенных шнурков. Можно купить специальную рамку со шнуровкой. При её отсутствии координацию движений тренируют при помощи ботиночек малыша.

Массаж

Самомассаж рекомендуется выполнять дважды в день, в качестве разминки перед лепкой и рисованием. Простой комплекс состоит из приведённых ниже упражнений:

  • разминания кистей и ладоней;
  • погружения ладоней в сухой бассейн, наполненный крупой, крышками от пластмассовых контейнеров или песком;
  • применения специальных приспособлений (шариков «марблс», колечек для пальцев).

Массаж ладоней делается уверенными движениями. При этом кожу растирают докрасна. При желании разрешается применять подручные средства: орехи, карандаш.

На первом занятии дошкольника обучают правильным движениям. Малыш должен прилагать определённые усилия для разминания рук.

Орех катают между ладоней. При этом его удерживают на весу по краям. Карандаш нужно просунуть между пальчиками и зафиксировать в определённом положении.

Для развития мелкой моторики рук детей трех-пяти-летнего возраста можно применять такие приёмы самомассажа:

  • прищепка. При этом подушечки пальцев разминают при помощи бельевой прищепки. Кожу аккуратно «прикусывают» ею аккуратными, но ощутимыми движениями;
  • разминка при помощи Су-Джок. Так называют специальные мячики, у которых есть небольшие шипы для тренировки ручек малыша. Такая разминка помогает улучшить кровоток.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры очень важны для развития мелкой моторики в 3 года. Они повышают активность головного мозга, благоприятно воздействуют на процесс становления речи. Пальчиковые игры позволяют достичь таких результатов:

  • воспитание ловкости;
  • развитие способности к концентрированию внимания на одном виде деятельности.

К пяти годам дети могут выполнять задания, которые требуют согласованности и точности движений пальчиками. Занятия происходят в медленном темпе. Оптимальная продолжительность пальчиковых игр 2-5 минут дважды в день. К наиболее эффективным упражнениям относятся:

  1. «Котёнок». Поочередное сжимание и разжимание пальцев обеих рук.
  2. «Белка». Такая пальчиковая игра предусматривает поочерёдное разгибание всех пальцев, начиная с большого. При этом нужно произносить вслух стихотворение: «Сидит белка на тележке».
  3. «Цап-царап». Во время такой пальчиковой игры для развития речи и моторики у детей от 3 лет малышу нужно положить свою ладонь поверх ладони взрослого. Вы должны прочесть стишок, который кроха внимательно слушает. Услышав слово «цап-царап», малышу нужно отдёрнуть руку. Иначе его пальчики окажутся в «капкане».

Пальчиковые краски

Изобразительная деятельность способствует развитию моторики и речи детей в 3 года. Для рисования рекомендуется использовать современные методы. К их числу относятся пальчиковые краски.

красим пальчиками и красим пальчики

Можно рисовать разнообразные фигуры, пейзажи или целые композиции по образцу. Для работы с дошкольниками старшего возраста можно распечатать сложные образцы рисунков: с многоугольниками, буквами и цифрами.

Аппликация

Для развития моторики и речи у детей 3,4 лет применяют и аппликации. При их создании используются конструкции, состоящие из небольших деталей:

  • аппликации, сделанные в форме рыбок;
  • изображение осеннего дерева с множеством небольших листиков на кроне.

В качестве материала для аппликаций идеально подходят гофрированный картон, цветная бумага, песок, камушки или палочки.

Из скрученных в несколько слоёв салфеток получаются великолепные цветы. Из цветного риса можно сделать аппликацию в виде овечки. При этом на бумаге рисуют контур животного. Силуэт овечки покрывают клеем ПВА. После этого на туловище высыпают небольшое количество манки. Рога и ножки овечки делают из риса.

Лепка

Для улучшения речевой функции и моторики у детей от 3 лет проводятся и занятия лепкой. При выполнении заданий применяются:

  • пластилин;
  • кинетический песок;
  • тесто.

Малышам в возрасте 3-4 лет идеально подходит мягкий пластилин. Можно конструировать несложные фигуры, которые прикрепляют к картону. Дошкольники старше 4 лет выполняют и более сложные задания (пластилиновые картины).

Игры с медицинской грушей и пипеткой

Есть ещё одна игра для развития силы пальцев крохи. Суть занятия сводится к медленному переливанию воды из одной ёмкости в другую. При этом можно использовать:

  • резиновую медицинскую грушу (спринцовку);
  • кулинарный дозатор;
  • пипетку.

При выполнении упражнения можно применять любые ёмкости. Но оптимальным вариантом является использование формочек для льда. В таком случае игра станет намного интересней.

На первом занятии игра на развитие мелкой моторики у ребенка в 2-3 года может показаться немного сложной. Дошкольнику нужно чётко усвоить последовательность совершения действий:

  1. Надавливание на спринцовку.
  2. Погружение наконечника предмета в воду.
  3. Набирание воды.
  4. Перенос жидкости в другую ёмкость без надавливания на медицинскую грушу.

Игрушки на развитие мелкой моторики

Есть множество разнообразных занятий и упражнений для улучшения моторики в 3-4 года. Для увлекательных игр можно использовать сухую фасоль или горох. Многостороннему развитию вашего чада помогают также разнообразные куклы-перчатки.

Отличным дополнением к классическим занятиям является простая мозаика. Улучшению воображения, мышления, логики способствуют и различные пазлы.

В качестве развивающих игрушек могут выступать и наборы для рисования, канцтовары. Большой простор для фантазии предоставляют и раскраски, аккуратно оформленные карандашами или фломастерами.

Тактильное осязание можно развить при помощи перечисленных ниже игрушек:

  • книжек с выпуклыми картинками;
  • мячей разных размеров;
  • конструкторов;
  • кубиков;
  • погремушек с ребристой поверхностью;
  • головоломок-лабиринтов;
  • кнопочных игрушек;
  • бус;
  • счётов.

Можно дать крохе какую-либо вещь с пуговицами. Предметы с несколькими застёжками помогают тренировать навык самообслуживания, ловкость пальцев.

ребенок рисует руками

Подготовка руки к письму: рисуем линии

Задания, построенные по типу «нарисуй линию», помогают достичь следующих целей:

  • развитие координации движений;
  • совершенствование навыков рисования;
  • подготовка руки к письму.

В процессе занятия можно изображать разнообразные линии: вертикальные, горизонтальные, косые. В дальнейшем задания усложняются: дошкольнику нужно будет рисовать на листе бумаги кружочки, другие геометрические фигуры, цифры.

Родителям нужно чаще проявлять инициативу в придумывании различных заданий для совершенствования моторики. В таком случае движения ручек малыша становятся более уверенными и скоординированными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector