Внимание к вопросам речевого развития обнаружены еще в трудах древнегреческих философов – Аристотеля, Платона, Сократа. Способность разговаривать – это основной инструмент взаимодействия людей. Чтобы начать полноценно разговаривать, малышу требуется не один год. С самого рождения он тренирует свой язык, голосовые связки, мускулатуру лица. Мозг обрабатывает звуковые сигналы и отдает команду для воспроизведения. В. И. Яшиной была разработана методика развития речи и обучения ребенка, которую успешно используют для работы с малышами дошкольного возраста.
Цель и задачи развития речи детей
Грамотная и хорошая речевая функция характеризуется лексическим богатством, точностью и выразительностью. Вот почему основной целью методики речи Яшиной считается способность пользоваться языком слов, которая соответствует возрастным особенностям и возможностям.
Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста включает несколько задач:
- Формирование словарного запаса;
- Воспитание звуковой речевой культуры;
- Выработка грамматического речевого строя;
- Развитие связной речи;
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.
Ведущей задачей считается связная речь. Она характеризуется связью когнитивных способностей с речевым развитием детей.
Методика развития словаря
Слово представляет собой важнейшую речевую единицу. Оно характеризует предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дошкольник должен понимать, что означают слова, и уместно их применять.
Что касается вопросов развития речи, Яшина методика словарного развития – это целенаправленная работа педагога-воспитателя. Она позволяет освоить словарный состав языка. Это небыстрый процесс: ребенок количественно накапливает слова, осваивает закрепленные обществом значения и осваивает навыки использования их в определенных условиях общения.
Формирование словаря у дошкольников направлено на выработку лексической основы. Овладение словарной методики – это важное условие умственного развития детей.
В процессе обучения у ребенка накапливаются и уточняются представления, формируются понятия и содержательная сторона мышления. Одновременно дошкольник овладевает лексическим значением путем анализа, синтеза и обобщения.
Если словарь беден, то это не дает полноценно общаться и мешает общему развитию ребенка. Богатый словарный запас характеризует не только хорошую способность к разговору, но и высокий уровень умственного развития детей.
Методика роста словарного запаса – один из важных этапов подготовки к школьному обучению. При недостаточном лексическом запасе малыши испытывают серьезные сложности в учебе. Они не находят подходящие слова, чтобы выразить собственные мысли. Ученики с богатым словарем лучше решают математические задачи, легче усваивают навыки чтения, грамматики. Они активно участвуют в умственной работе во время уроков.
Пути формирования грамматической стороны речи у детей
Выработка грамматически правильной способности применения слов происходит, когда малыш изучает общие закономерности становления речевой функции, грамматических навыков и анализирует, почему возникают грамматические ошибки. Действия, рекомендованные методикой В. И. Яшиной развития речи детей дошкольного возраста, заключаются в следующем:
- создать оптимальную языковую среду;
- повысить речевую культуру родителей;
- обучать малышей сложным грамматическим формам: это поможет предотвратить допущение ошибки;
- формировать грамматические умения в ходе общения;
- исправлять имеющиеся грамматические ошибки.
Основное условие для развития разных сторон речи по методике развития речи Яшиной – создать благоприятную языковую среду. Неправильная речевая функция может негативно воздействовать на дошкольника, поскольку он берет от взрослых словесные формы, обороты, стиль общения.
Методика воспитания звуковой культуры речи детей
Звуковая речевая культура состоит из фонетически и орфоэпически грамотной способности разговаривать, ее выразительности и четкой дикции. Согласно теории и методике развития речи Яшиной, специалист старается:
- Сформировать корректное звуко и слово произношение. Крайне важно развить речевой слух и дыхание, аппарат артикуляции;
- Воспитать правильную орфоэпическую речь, чтобы дошкольник мог говорить согласно нормам литературного произношения;
- Сформировать выразительный разговор. Малыш должен владеть средствами речевой выразительности и уметь использовать высоту и силу голоса, темп и ритм говорения, паузы, интонации;
- Выработать дикцию;
- Воспитать речевую культуру как части этикета.
Яшина методика у детей дошкольного возраста ведется в нескольких направлениях:
- выработка речепроизношения – артикуляционного, голосового и речевого аппарата, формирование звуко- и слово произношения, правильной артикуляции;
- выработка речевого слуха, слухового внимания.
На начальном этапе в процессе обучения подготавливается аппарат артикуляции. Его регулярно упражняют, проводят тренировку. Последняя проводится для укрепления мускулатуры языка и придания ему правильного положения. Губы, челюсти, щеки тренируют на подвижность. Аппарат артикуляции упражняется на образование воздушной струи, правильного давления.
Вторая стадия характеризуется становлением звуков или их постановки. Для развития разных сторон речи специалист создает новую нервную связь между звуковыми, двигательно-кинетическими и визуальными ощущениями. Чаще всего приходится сразу подавить ошибочную связь между представлением о звуке и его произношением. Специалист начинает с простых звуков и завершает сложными.
На третьем этапе закрепляются и доводят до автоматизации звуки. На этой стадии задача состоит в подавлении старых ошибочных стереотипов и производстве новых. Обязательно надо сочетать новый материал с пройденным. Специалист и родители контролируют, как малыш разговаривает и упражняется: пересказывает, рассказывает по картинке. Чтобы закрепить и довести до автоматизации новый звук, надо систематически упражняться, создавать условия, при которых дошкольник произносит его хотя бы 20 раз. При появившемся звуке следует поощрять и одобрять ребенка.
Четвертый этап для развития разных сторон речи состоит в разделении смешиваемых звуков. Работа начинается, если смешиваемые звуки верно произносятся в любом сочетании и применяются не всегда правильно, а 1 звук подменяется другим. В процессе обучения желательно упражняться в виде игры с игрушками, картинками, звукоподражания, пения, чтения и прочим.
Методика развития связной речи
Связная речь развивается постепенно с формированием мышления. Она играет важную социальную функцию: малыш устанавливает связь с окружающими, определяет нормы поведения в обществе. Процесс связан с усложнением деятельности ребенка и формами общения с окружающими людьми. Согласно методике развития речи Яшиной В. И., специалисты детсада помогают освоить малышу диалогическую и монологическую речь.
У детей дошкольного возраста развивают собственно речевые умения – вступать в разговор, уметь его поддерживать, слушать собеседника, логично и связно высказываться, пользоваться интонацией. Он должен освоить речевой этикет, уметь общаться, использовать мимику, жесты.
По методике развития речи и обучения Яшина применяются:
- рассказывание по игрушкам, картине – человек кратко и живо описывает предмет так, что это доступно детям для подражания и заимствования;
- рассказывание из опыта – метод опирается на материал, который воспринимается и осмысливается ребенком и сохраняется в памяти . В их основе лежит работа памяти и воображения. Такие рассказы затрагивают события, свидетелями или участниками которых стали сами малыши;
- пересказ литературных произведений – ребенок обучается осмысленно воспроизводить текст в устной речи. Специалисты не рекомендуют использовать для этой цели стихи. Лучше отдать предпочтение сказкам, коротким рассказам;
- высказывания типа рассуждения – они основаны на логическом мышлении, отражающем многообразные связи и отношения реального мира.
Вывод – влияние метода Яшиной В.И.
Чтобы успешно существовать в обществе, ребенку необходимо овладеть умением общаться с другими людьми. Методика развития речи и обучения В. И. Яшиной основана на изучении уровня связной речи ребенка, словаря, грамматической и звуковой стороны речевой функции. С ее помощью воспитатель обучает ребенка правильно и хорош разговаривать.