Речь не является врожденным умением, а формируется постепенно. Для успешного развития речи детей дошкольного возраста необходимо достижение определенной зрелости коры головного мозга и органов чувств. Связная речь выступает в форме средства для коммуникации, а также получения знаний. При спонтанном развитии она может не достичь уровня, необходимого для последующего школьного обучения.

Какие факторы влияют на развитие речи

Факторы, влияющие на формирование речи, разнообразны, их принято делить на внутренние и внешние.

Внутренние – это ограничивающие факторы развития речи детей дошкольного возраста, которые могут быть результатом какой-либо формы физического нарушения, затрудняющего освоение языка. Например, ребенок с аутизмом может испытывать ее задержку из-за последствий расстройства. Острые случаи детского церебрального паралича могут вообще препятствовать развитию этой способности.

Воробьева В.К.

К внешним факторам относится среда воспитания. Малыш с раннего возраста должен получать стимул для формирования языковых навыков при взаимодействии с другими людьми. А также находиться в психологически комфортной обстановке, стимулирующей его развитие. Ребенок, воспитывающийся при неблагоприятных условиях, может медленно развиваться, что сопровождается проявлением таких симптомов, как крайняя тревожность, замкнутость, задержка речевого развития.

Как формируется речь ребенка

Развитие речи ребенка раннего возраста формируется по подражанию. Но к концу дошкольного периода характер ее существенно меняется, приближается к речи взрослого. Конечно, структурное сознание дошкольника при этом отличается от сознания взрослого. Память выполняет у ребенка системообразующую функцию, а у взрослого – мышление в системе научных понятий.

Овладение навыками связной речи дошкольниками происходит по определенному алгоритму.

Осознание звука и слога

Речь ребенка к 2 годам опирается на примитивные словесные структуры. Он уже осознает звуки, принадлежащие его языку, способен произносить отдельные слова, создавать новые, иногда бессмысленные или измененные по форме слова. Это осознание родного языка постепенно усиливается, распространяясь от звуков к более сложным формам фонетического развития. Двухлетний малыш может произносить простые фразы, оперируя знакомыми сочетаниями из 200 слов.

Формирование словаря

Речевой запас дошкольника состоит из пассивного и активного словаря. Пассивный словарь формируется гораздо раньше – это те слова, которые ребенок пока не произносит, но воспринимает на слух, правильно соотносит с их значением. Например, указывает на названный предмет, выполняет действия, которые ему озвучивает взрослый.

мама читает книгу детям

Дошкольники изучают язык потрясающе быстро. Среднестатистическому взрослому человеку может потребоваться до 10 лет, чтобы запомнить 5 000 слов на иностранном языке. А средний ребенок будет знать их к тому времени, когда готов пойти в школу. Формирование активного словаря в дошкольном возрасте направлено на освоение лексики. Это естественный, инстинктивный процесс при котором ребенок применяет подсказки взрослых, чтобы понять, что означают слова, как их использовать.

Последовательные предложения

Накапливая опыт общения и расширяя активный словарь ребенок не только начинает составлять правильные, более длинные предложения, но и связывает их последовательно. К семи годам он легко составляет сложные предложения, логически связанные цепочки описательного и повествовательного текстов. Способность произносить связанные предложения показывает не только улучшение языковых навыков, но и логическое мышление. В норме у ребенка 5 – 6 лет также спонтанно корректируются нарушения звукопроизношения.

Как методика Воробьевой помогает ребенку в развитии речи

Ключевым моментом методики Валентины Константиновны Воробьевой является направленность на развитие связной повествовательной речи.

Почему автор выбрал именно повествование инструментом для занятий? Во–первых, это динамичный рассказ, в котором наблюдается последовательная смена действий. Во–вторых, его смысловой контекст конкретно мотивирован, а события связаны между собой логически. При составлении такого рассказа надо намеренно и самостоятельно формировать переход от одной мысли к другой.

Методика связной речи Воробьевой В.К. показывает детям смысловую структуру повествовательного сообщения и связи предложений в нем. А также демонстрирует, какие компоненты помогают осуществить переход от одной мысли к другой. Этим способ отличается от распространенного в логопедии словесного выяснения, о чем говорится в предложении или рассказе.

Методика Воробьевой В.К. по развитию связной речи учитывает психологические возрастные особенности дошкольников и предлагает поэтапное развитие. Задание просто составить рассказ, как правило, вызывает у дошкольника растерянность. Это нормально. Ведь он, в силу своего возраста, не знает правила его построения.

Воробьева разработала систему, при которой процесс обучения строится на предметных, а не на словесных представлениях, направляя ребенка, помогая ему выражать свои мысли.

Основная суть методики Воробьевой

Главное отличие этой методики от других в том, что она направлена не на глобальное формирование монологической речи, а учит некоторым правилам, помогающим построить связное сообщение.

В описании методики существуют 4 раздела:

  1. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения – рассказа.
  2. Формирование первичного навыка связной речи. Ознакомление с правилами ее смысловой и языковой организации.
  3. Закрепление знаний правил смысловой и языковой организации речи.
  4. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текста.

малыш смотрит книгу

Данная методика подходит для коррекционной работы при речевых нарушениях, а также показывает адаптивность и отличные результаты в качестве развивающей программы для детей с нормальным развитием. Занятия по методике вызывают интерес разнообразием форм, красочностью наглядного материала, дают положительные результаты даже при тяжелых нарушениях.

Формирования навыков и умений связной речи

Многие педагоги разработали свои методики связной речи. По методике Воробьевой, основанной на анализе работ других авторов и исследований, этот речевой навык рассматривается как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение, имеющее предметно–смысловой (внутренний) и формально–языковой (внешний) факторы.

Внешний фактор представляет собой последовательность предложений, связанных по правилам языка в единую группу. Цельность внутреннего плана предполагает неразрывность мыслей и понятность сообщения для партнеров по коммуникации. Чтобы составить рассказ, необходимо научиться придерживаться целостности и связности сообщения. Для этого методика Воробьевой по развитию связной речи предлагает проводить обучение поэтапно.

1 этап – формирование понятия рассказ и умения узнавать его

Дошкольники в действительности не совсем представляют, что такое рассказ. Поэтому первый раздел занятий по методике посвящен ознакомлению с его признаками, формированию представлений о нормативном образце речи, умению выделять события, как основу повествовательного текста, а также предмета, как основу описательного сообщения.

Для обучения умению дифференцировать рассказ, проводятся различные упражнения:

  • сравнение набора слов или предложений, не связанных по смыслу с рассказом;
  • сравнение рассказа с предложением;
  • сравнение рассказа с его искаженным вариантом, в котором нарушена последовательность событий или пропущено какое–либо действие;
  • сравнение двух рассказов, в которых одно событие описывается по-разному.

Последнее из описанных форм упражнений помогает детям учиться ориентироваться в литературных средствах, уделять внимание тому, как, какими словами, рассказывается о том или ином предмете, действии.

2 этап – становление первичного навыка связной речи

Дети знакомятся с закономерностями организации текста, учатся определять описательный и повествовательный рассказ. Для этого используются практические, обучающие методы, а также закрепление полученных знаний и навыков.

Практические способы освоения речью, с точки зрения В.К. Воробьевой, основываются на интуитивном построении закономерностей и непроизвольном запоминании речевых норм. Обучающие методы направлены на выявление содержания рассказа и причины оформления высказывания тем или иным способом.

На этом этапе создается мотивация к обучению, способность анализировать собственную и чужую речь, закладываются первоначальные навыки составления связного сообщения.

3 этап – закрепление навыков

Для закрепления знаний и активизации навыков автор предлагает использовать игровые упражнения:

  • восстановление порядка картинок и составление рассказа;
  • расположение картинок соответственно опорным словам;
  • составление рассказа с заданной эмоциональной установкой;
  • исправление «ошибки» или поиск недостающего фрагмента в серии.

Переход от простого материала к более сложному помогает закрепить и совершенствовать полученные знания. Постепенно вводятся задания с опорой на модель рассказа, а не на содержательные элементы. Картинки заменяются карточками с надписями последовательности событий.

книги Воробьевой В.К.

На занятиях по развитию связной речи детям предлагается включать в рассказ разнообразные прилагательные и наречия, чтобы сделать его более «живым», приближая повествование к литературному тексту. Вводятся упражнения для подготовки к составлению сообщения на основе своего опыта.

Работая по методике, педагоги отмечают, что у детей, имеющих логопедические проблемы, наблюдаются улучшения, формируется грамотная связная речь.

Влияние методики Воробьевой В.К.

Метод развития речи Воробьевой В.К. с одинаковым успехом может использоваться для логопедических коррекционных занятий с детьми, у которых диагностировано нарушение развития речи или трудности в звукопроизношении. Также она отлично зарекомендовала себя в качестве развивающей программы для детей дошкольного, начального школьного возраста.

Предметно-графические схемы, упражнения, разработанные автором, помогают детям лучше запоминать услышанный рассказ, составлять пересказ, собственный связный текст. Одновременно ребенок учится правильно произносить звуки, автоматизируя их не только в словах, но и в предложениях, рассказе.

Многочисленные исследования практического применения этого метода по развитию связной речи показывают, что у детей появляется активность, желание отвечать на занятиях, обогащается словарный запас, формируется умение самостоятельно составлять рассказ.

Добавить комментарий