Развитие у ребенка речи – сложный процесс, которому нужно уделять особое внимание уже с раннего детства. По статистике, более 50% детей к старшему дошкольному возрасту не умеют четко излагать свои мысли. Нарушение коммуникативных функций негативно сказывается на адаптации в школьном коллективе, а также на процесс обучения в целом. Чтобы этого избежать, родители должны знать, какие факторы влияют на формирование речи, как оно происходит согласно нормам, с помощью каких методик можно помочь ребенку овладеть родным языком.

Какие факторы влияют на развитие речи

В норме первые слова малыш произносит к концу первого года жизни. Девочки обычно опережают в речевом развитии мальчиков на 3-4 месяца. На процесс становления речи оказывают влияние много факторов, которые условно можно разделить на две большие группы: биологические и социальные.

Биологические факторы:

  • особенности физического, психического развития ребенка;
  • генетическая предрасположенность;
  • особенности пренатального, перенатального периодов и родов;
  • наличие сопутствующих заболеваний.

Социальные факторы:

  • социально-бытовые условия жизни;
  • отношение родителей к ребенку;
  • согласованность воспитательных приемов;
  • общение со сверстниками;
  • домашняя атмосфера, межличностные отношения в семье.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Алексеева М.М.

Эффективность логопедического воздействия напрямую зависит от того, насколько рано родители заметили проблему и предприняли шаги к ее решению. Поэтому важно знать, как формируется речь в первые три года жизни ребенка:

  • От рождения до 2 месяцев: основное средство коммуникации – крик, отличающийся по модальности и продолжительности.
  • 2 – 3 месяца: гуление. Малыш осваивает гласные и согласные звуки. Формируется навык понимания обращенной речи, управления издаваемыми звуками.
  • 4 – 6 месяца: лепет. Ребенок издает простые слоги («да-да», «та-та» и т.п.). Он уже реагирует на свое имя, поворачивает голову в сторону звучащего предмета.
  • Полгода – год: появление первых слов. Происходит большой скачок речевого развития. Постепенно комбинации слогов превращаются в простые слова. Малыш уже может произнести «мама», «папа», «дядя» и т.д. Он осознает значение слов «нет», «нельзя». Появляются невербальные средства общения (например, машет рукой «пока-пока»).
  • 1 – 1,5 года: первые фразы. Малыш учится составлять простейшие фразы из двух слов («мама дай»). Искажение, перестановка, пропуск, смешение звуков для этого возраста считается нормой.
  • 1,5 – 2 года: активное расширение словарного запаса. К существительным и глаголам добавляются местоимения, предлоги, прилагательные. Родители могут заметить, как их чадо проявляет интерес к речи (например, как он «читает» книги своим игрушкам).
  • 3 года: раннее детство подходит к концу. Малыш уже может высказать свое мысли, строит предложения из 3 и более слов. Активный и пассивный словарь продолжает расширяться. В норме наблюдаются перестановки слогов в сложных словах, а также нарушения звукопроизношения согласных звуков.

Как помочь развитию речи детей — методика Алексеевой М.М.

Овладение коммуникативными навыками в полной мере, успешность ребенка в школьном обучении напрямую зависят от уровня развития у него связной речи. В.И. Яшина, М.М. Алексеева в методике развития речи определили главной целью работы «формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими». Этот процесс происходит не только на специально организованных занятиях, но также в неформальной обстановке при непосредственном общении. Родителям важно разговаривать с ребенком, спрашивать его мнение, обозначать проблемные ситуации. Такие действия помогут малышу научиться четко, логически верно излагать свои мысли.

Методика развития связной речи

Согласно методике работа над связной речью, ее развитием должна идти по двум направлениям: обучение диалогу и монологу.

Формирование диалогической речи преимущественно происходит при выполнении повседневных дел. Для стимулирования ребенка к диалогу используются разные приемы:

  1. Преднамеренный и непреднамеренный разговор. Воспитатель стимулирует ребенка к ответному общению, задавая ему разные вопросы (о семье, любимой игрушке, о проведенном дне).
  2. Коллективные разговоры.
  3. Прием словесных поручений.
  4. Создание речевых ситуаций, в основе которых лежит решение логической или практической коммуникативной задачи.

Неформальное общение, совместная деятельность, а также разные формы игры – лучшее время, чтобы ненавязчиво обучать ребенка диалогу. Родителям следует разговаривать с ребенком, спрашивать его мнение, задавать вопросы, пояснять свои действия. Так у малыша появится стимул к ответной речи.

С целью развития монологической речи дошкольников М.М. Алексеева рекомендует взрослым уделять особое внимание обучению рассказыванию, пересказу, рассуждениям.

В работе над рассказыванием (по игрушкам, картине, из опыта, творческим) рекомендуется применять следующие приемы:

  • совместное рассказывание;
  • предоставление образца (частичного образца);
  • использование плана;
  • коллективное составление рассказа;
  • моделирование;
  • вспомогательные вопросы;
  • прослушивание записи собственных рассказов.

Пересказ – еще одна форма обучения монологической речи. Изначально работа строится на известных детям произведениях, а затем художественный материал усложняется, происходит повышение требований к самому пересказу. Методика развития речи и обучения предполагает театрализацию художественных произведений. Это позволит сделать процесс обучения интереснее. Кроме того, проигрывание знакомых сюжетов повышает у ребенка самооценку.

Девочка читает книгу

Обучение рассуждению базируется на уровне сформированности логического мышления ребенка. Работа направлена на развитие у детей понимания причинно-следственных связей. С этой целью взрослый в ходе деятельности создает проблемные ситуации. Например, в игре «Убери лишнее» он просит пояснить ребенка сделанный выбор, используя развернутую форму ответа. Работа над созданием связных высказываний происходит в процессе познавательно-исследовательской деятельности (например, исследовании свойств воды) или выполнении конструктивно-строительных заданий (объяснение выбора деталей для создания постройки). В ненавязчивой форме взрослый может попросить ребенка объяснить правила настольной игры. Такая ситуация тоже предполагает создание последовательного описания-рассуждения.

Беседа – основной метод развития связной речи

Беседа способствует развитию не только речи, но и мышления. Для поддержания беседы ребенку приходится формулировать свои мысли при помощи нескольких связанных предложений, анализируя и делая умозаключения. Тематика беседы выбирается в зависимости от окружения, приобретенных знаний (например, после экскурсии), наблюдений.

Виды беседы:

  1. Вводная.
  2. Сопутствующая.
  3. Заключительная (обобщающая).

Вводная беседа используется в организационной части занятия. Согласно методике речь взрослого должна быть эмоционально окрашенной, краткой, емкой по содержанию. Сопутствующая беседа представляет собой переходный этап. Здесь важно, чтобы дошкольник понял, о чем говорит взрослый. Большую роль специалисты отдают обобщающей беседе, в ходе которой происходит систематизация материала, а также обучение навыкам диалоговой речи.

Например, беседу на тему «Мой родной город» можно начать с показа фотографии или небольшого видеоролика. Основная часть раскрывает тему беседы. Накануне можно провести экскурсию по достопримечательностям города. В ходе сопутствующей беседы взрослый спрашивает ребенка об увиденном, стимулируя его к ответной речи. Здесь же походит изучение нового материала – стихов, рассказов. Заключительная часть беседы предполагает формулирование совместных обобщающих выводов.

Подготовка детей к обучению грамоте

Пятый год жизни является сензитивным периодом для начала подготовки к обучению грамоте. М.М. Алексеева в методике развития речи и обучения говорит о том, что «при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей». Работа строится по следующим направлениям:

  1. Ознакомление детей со словом.
  2. Ознакомление с предложением.
  3. Ознакомление со словесным составом предложения.
  4. Ознакомление со слоговым строением слова.
  5. Ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов.

Первоочередная задача взрослого по первым двум направлениям – научить ребенка выделять слово, предложение из речевого потока, а затем идет закрепление представлений. По остальным направлениям работа строится по принципу «от простого к сложному». Особая роль при этом уделяется использованию на занятиях наглядного материала, игровых моментов, моделированию, схемам, специальным пособиям. Создатели методики подчеркивают преимущественную необходимость обучения общим правилам. Например, дошкольник должен понимать, не только как выделить конкретный звук в словах, но применять этот способ для всех заданий на разные звуки. Успешное освоение детьми звукового анализа и синтеза позволяет детям научиться чтению, а затем письму.

малыш держится за книгу

Подготовка к обучению письму

Овладение письмом – сложный процесс, который идет параллельно с обучением чтению. Оба процесса невозможны без высокого уровня развития устной речи. В учебнике Яшиной и Алексеевой методика развития речи описаны эффективные приемы развития графомоторных навыков у дошкольников.

Чтобы почерк ребенка-школьника был правильным, родителям стоит позаботиться об этом заранее. Целесообразно в дошкольном возрасте уделить внимание подготовительным упражнениям: шриховке, рисованию контурных изображений, бордюров и т.д. Они способствуют развитию не только мелкой моторики, но также зрительного восприятия и навыка ориентирование на бумажном листе.

Вывод — влияние метода Алексеевой М.М.

Родителям, которым не безразлично, насколько их малыш будет успешен в детском коллективе, как он будет учиться, стоит прочитать учебник М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. Ключевая особенность методики – упор на возрастные возможности и закономерности.  Опытные педагоги предлагают структурированную программу, проверенную не одним поколениям. На занятиях большое внимание уделяется развитию устной речи, так как она отвечает за коммуникативную функцию. Разнообразие приемов позволит сделать процесс интересным, а результат не заставит себя ждать.

One thought on “Развитие речи — методика Алексеевой М.М.

Добавить комментарий