Рисовать, резать, бегать, прыгать, лазать — естественные потребности каждого ребенка. Двигательная активность или моторика и речь тесно взаимосвязаны. Маленькие дети изучают свое окружение посредством движения. Речь помогает лучше понимать и влиять на свое окружение. Идеальный вариант — взаимосвязанное и согласованное моторное, эмоциональное, умственное, языковое и социальное развитие ребенка.

Значение развития мелкой и крупной моторики для детского организма

Движение или моторные навыки, в том числе мелкая моторика — важные предпосылки для развития речи, часть общего развития ребенка. Многочисленные зарубежные и отечественные исследования показали, что опыт движения является обязательным условием для овладения языком.

Влияние моторики на развитие речи

Целенаправленное формирование двигательных навыков в раннем возрасте существенно улучшает обучение говорению. Основа этого процесса: хождение, хватание, в котором мелкая моторика рук и пальцев играет центральную роль, общение с другими людьми. Родители и воспитатели помогут дошкольнику освоить и использовать родной язык.

Что такое моторика

Название «моторное развитие» происходит от латинского слова motus, что означает «движение». Это осанка, сила, скорость, выносливость, навыки координации. Проще говоря, моторика — это все виды движения человека. Отдельные компоненты: сила и скорость, координация движения, общая ловкость, выносливость, мелкая моторика.

Моторное развитие ребенка начинается до рождения. На 5-м месяце беременности движения плода уже могут восприниматься матерью. Они становятся все более интенсивными на последних месяцах беременности.

После рождения ребенок не обладает способностью приобретать знания с помощью речи. Поэтому младенец набирается опыта и пытается понять свое окружение с помощью моторики.

Движение и крик — главные способы в течение первых двух лет жизни выразить, потребовать что-то. Мимика, жесты помогают выразить чувства, эмоции. На этом этапе, в раннем возрасте различия в моторном развитии мальчиков и девочек невелики.

Что такое крупная моторика ее значение для ребенка

Это двигательные навыки, такие как ходьба, подпрыгивание, бег, лазание, прыжки, метание, ловля. Степень овладения крупной моторикой влияет на рост, способность к обучению, самообразованию.

Ребенок взаимодействует с окружающей средой с помощью движений. Двигательные навыки в младенчестве — сидеть, ползать, ходить. Дети в возрасте 10–15 месяцев учатся стоять самостоятельно, осваивают правильную походку, бег. Так малыши открывают свое окружение и ​​получает эмоциональные переживания.

 

мклкая моторика в раннем возрасте

Родители часто недооценивают значение крупной моторики для развития детей. Подвижный ребенок, как правило, обладает хорошим аппетитом, крепко спит, более ловкий, выносливый, доброжелательный. Движения стимулируют кровообращение, предотвращают ожирение.

Развитие двигательной активности во многом зависит от стиля воспитания в семье. Родители, которые занимаются самообразованием, моделированием, спортом оказывают своим примером положительное влияние на моторное и другие направления развития детей.

Условия для развития двигательных навыков малыша в семье:

  • совместные игры с родителями, братьями и сестрами;
  • наличие места в квартире для интенсивного движения во всех направлениях;
  • похвалы, позитивное подкрепление действий со стороны взрослых;
  • комбинации слово + действие.

Взаимодействие с другими детьми в детском саду, на игровой площадке во дворе тоже способствует формированию двигательных навыков, развитию речи. Появляются социальные навыки и способность решать проблемы. Ребенок учится отношениям, анализирует ошибки и корректирует свое поведение.

Естественное желание ребенка двигаться нередко ограничивают или подавляют родители и воспитатели. Это часто приводит к чрезмерным, неконтролируемым вспышкам деятельности (гиперактивности), расстройствам поведения и речи.

Что такое мелкая моторика, значение ее развития

Мелкие моторные навыки — точные, скоординированные движения отдельных частей тела. Это действия, выполняемые пальцами рук (хватание, рисование) или мышцами лица (разговор). Мелкая моторика развивается на основе крупной моторики. Например, больше вероятность проблем с движениями рук и речью у ребенка, который не может стоять на одной ноге.

В последние годы педагоги отмечают слабое развитие мелкой моторики. Это становится причиной проблем с языковым развитием, общей неготовности детей к письму. В школе, кроме усвоения большого объема новой информации, ребенку приходится еще учиться правильно держать карандаш и ручку.

Младенцы могут хватать разные предметы. Можно предлагать кусочки тонких и толстых, ворсистых и гладких тканей. Это и массаж, и познание ребенком своего окружения. После того, как младенец научится контролировать движения рук и пальчиков, можно учить его сгибанию и разгибанию, круговым движениям. Развивая мелкую моторику родители и воспитатели способствуют развитию речи.

Развитие крупной (общей) и мелкой (ручной) моторики создает базу для развития высших психических функций у детей. Физические способности и возможности ребенка — средство и символ его взросления. Развитие самостоятельности начинается с попытки малыша что-то сделать своими силами.

Восприятие и движение с точки зрения психологии обучения и нейрофизиологии составляют основу детского обучения. В раннем детстве посредством чувственного восприятия и физической активности создаются стимулы, которые поддерживают новые, более сложные связи между нервными клетками.

Произношение звуков на первых порах развития речи у малышей вызывает сложности. Крупная и мелкая моторика помогают освоить движения, необходимые для произнесения звуков, слов, предложений. Основная деятельность в дошкольном возрасте — игра. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко писал, что надо пропитать игрой всю жизнь ребенка.

моторика важна с ранего развития малыша

Условные этапы развития мелкой моторики рук

Исследователи, педагоги и психологи разных стран составили перечень навыков, которые должны быть сформированы детьми в определенном возрасте.

Ребенок должен приобрести следующие навыки:

  1. К концу 6-го месяца жизни передает игрушки из одной руки в другую, захватывает всей рукой, кладет предметы в рот.
  2. К концу 9-го месяца удерживает объекты в одной или обеих руках, интенсивно исследует объекты, к которым может прикоснуться.
  3. К концу 12-го месяца может захватывать мелкие предметы большим и указательным пальцами.
  4. К концу 15-го месяца соединяет блоки конструктора, нанизывает кольца пирамидки, экспериментирует с предметами.
  5. К концу 18-го месяца по запросу вынимает из ящика, коробки, дает, перемещает предметы, может построить башню из маленьких блоков, пьет из игрушечной чашки или демонстрирует другие игровые приемы.
  6. В конце 2-го года самостоятельно переворачивает страницы книги, разворачивает обертку сладостей, играет с куклами, конструкторами и другими предметами.
  7. В конце 3-го года точно захватывает мелкие объекты подушечками пальцев, чтобы перенести, переложить в другое место, рисует, имитирует действия взрослых.
  8. В конце 4-го года правильно удерживает карандаш, ручку между первыми тремя пальцами руки, играет в куклы, машинки, магазин.
  9. К 5 годам использует детские ножницы, осваивает приемы вырезания по шаблону, склеивания, играет в кукольный домик, строительные и настольные игры.

Родители могут обнаружить, что ребенок не проявляет указанные способности. Тогда рекомендуется проконсультироваться с педиатром.

Связь мозга и движений

На коже пальцев рук расположены рефлекторные точки, от которых постоянно идут импульсы в центральную нервную систему. Русский физиолог. В.М. Бехтерев исследовал взаимосвязь движений рук и умственной деятельности. Ученый описал воздействие разнообразных заданий для кистей и пальцев рук на четкость произношения звуков.

Разнообразная двигательная активность способствует развитию речи, мышления, формированию навыков чтения, письма, вычисления. Зрительное восприятие улучшается благодаря тому, что дети должны ориентироваться в пространстве во время ходьбы, бега, прыжков. Движение на разных поверхностях улучшает тактильное восприятие.

Дети, у которых моторные навыки хорошо развиты, также более эмоционально устойчивы, лучше концентрируются. У них лучше самооценка, больше уверенности в себе. Моторные навыки оказывают влияние на взаимодействие с отношения с другими детьми. Если ребенок отстает от более подвижных сверстников, его избегают включать во многие игры, соревнования.

Связь между мозгом и мелкой моторикой

Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи

Педагог В.А Сухомлинский писал о том, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. М.М. Кольцова, доктор медицины, профессор, называла кисть руки ребенка таким же органом речи как артикуляционный аппарат. Дети, с которыми занимались развитием мелкой моторики, быстрее начали говорить по сравнению со сверстниками.

Одновременно было показано, что систематическая тренировка пальцев — доступное и эффективное средство развития внимания, памяти, восприятия, мышления. В работах Кольцовой и других исследователей был сделан вывод об исключительной связи мелкой моторики и развития речи детей. Более верный и современный вид этого утверждения: крупная и мелкая моторика — «локомотив» всех психических процессов.

Пальчиковые игры как средство развития речи в дошкольном возрасте

Чтобы малыша заговорил, надо ежедневно тренировать его артикуляционный аппарат. Этому способствует развитие пальцевой моторики с помощью пальчиковых игр. Ребенок выполняет определенные действия под слова короткого ритмичного стишка. Подобные занятия проводят по 5 минут в день.

Народ придумал такую «забаву» задолго до ученых. Издавна существуют игры с руками и пальчиками: «Ладушки», «Сорока-ворона» и подобные им. Похожа на «Сороку-ворону» игра «Птичка-птичка». Взрослый делает круг пальцами на ладошке ребенка, легко пощипывает и «поклевывает» пальцами: «Птичка, птичка, на тебе водичку, на тебе крошки прямо на ладошке».

В пальчиковой игре короткую сказку или стишок взрослый громко и выразительно рассказывает, при этом с помощью пальцев рук изображает то, о чем идет речь. Малыша надо побуждать повторять движения.

Ребенок:

  • выполняет пальцами движения, соответствующие стуку капель, града, раскатам грома (постукивает пальчиками по твердой поверхности);
  • делает «чашечку» из ладошек, чтобы угостить куклу или взрослого;
  • «открывать ключиком замочек» из сложенных рук;
  • «гладит собачку» (мягкую игрушку);
  • махает ручкой «пока-пока».

Хорошо, если взрослый только рассказывает, а малыш сам изображает действие пальчиками. Позже можно вводить в процесс игры игрушки и другие вспомогательные материалы.

Мелкая моторика для правильного развития речи вашего малыша

Рекомендации:

  1. Ребенок любопытен по своей природе, ему интересны манипуляции, игры с яркими и разнообразными предметами, стимулирующими воображение.
  2. Лучшие игрушки для малышей — комплексные, например, кубики разного цвета и размера с красочными, забавными картинками на гранях.
  3. Детям необходимо двигаться, поэтому среди игрушек должны быть предметы для подвижных игр (скакалки, мячи и другие).

Действия с конструкторами формируют моторику, развивают координацию, позволяют понять, как предметы могут сочетаться между собой. Рисование, лепка и аппликация предоставляют широкие возможности для организации игр. В 4–6 лет дети учатся создавать на бумаге или с помощью пластилина целые истории. Важно, чтобы действия сопровождались работой мысли и речевым общением.

Добавить комментарий