Примерно у 1 ребенка из 10 встречаются различные речевые нарушения. Чтобы вовремя заметить проблемы, родителям нужно знать их признаки и причины. При своевременном обращении к специалистам и проведении тщательной диагностики такие патологии можно исправить. Профилактика и соблюдение рекомендаций специалистов помогут снизить их риск.

Общая характеристика

Нарушение речи – это патологии речевого развития. Характеризуются искажениями произношения звуков, проблемами в построении связных фраз, бедностью словарного запаса и другими недостатками. Это серьезная проблема, она негативно отражается на психологическом состоянии ребенка и общем развитии. Неправильное понимание и использование речи может серьезно затруднить обучение и взаимодействие в социуме.

Причины

Причины нарушения речи бывают органическими и функциональными. К первым относятся наследственность, внутриутробные патологии, родовые травмы, заболевания нервной системы. Такие проблемы диагностирует детский невролог. Сложности с общением появляются при неправильном развитии артикуляционного аппарата. Это могут быть проблемы с прикусом, аномалии мягкого неба. Часто речевые патологии появляются еще при внутриутробном развитии из-за неправильного поведения матери.

проблемы речи

При каких еще заболеваниях нарушения речи встречаются чаще всего:

  • эпилепсия;
  • детский церебральный паралич;
  • потеря слуха;
  • травмы головы;
  • внутричерепное кровоизлияние;
  • неврологические патологии;
  • менингит, менингоэнцефалит;
  • расстройство аутистического спектра;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • некоторые вирусные заболевания.

Часто встречаются также физиологические причины нарушения речи. К ним относятся отсутствие связи с матерью, сильные стрессы или психологические травмы. Это случается в неблагополучных семьях, где родители не уделяют детям достаточно внимания. В последнее время частой причиной задержки речевого развития становится злоупотребление гаджетами. Иногда также здоровый малыш начинает подражать взрослому, у которого есть нарушение речи.

Разновидности

Специалисты выделяют такие виды патологий в развитии речи у детей:

  • афония, дисфония – искажение голоса;
  • брадилалия, тахилалия – изменение темпа речи;
  • дислалия – проблемы с произношением звуков;
  • ринолалия – влияние анатомических дефектов носовых проходов на тембр;
  • дизартрия – патологии произношения;
  • алалия – серьезное недоразвитие или отсутствие речи из-за органических патологий;
  • афазия – утрата речи из-за поражения мозга;
  • заикание – психологическая проблема, изменение ритма произношения;
  • дислексия – сложности с чтением;
  • дисграфия – сложности с письмом.

В отдельную группу выделяют психолого-педагогические проблемы. Часто детям при задержке развития ставят диагноз «общее недоразвитие речи». К этой патологии относятся как небольшие проблемы с произношением, так и полное отсутствие общения. Если затрагивается только восприятие и произношение звуков или слогов, говорят о «фонетико-фонематическом недоразвитии речи». Иногда такие патологии сочетаются между собой. Если они не связаны с поражением мозга или психическими заболеваниями, рекомендации врача помогут справиться с ними.

По каким признакам можно обнаружить

Симптомы нарушения зависят от причины и степени патологии, вида повреждения речевого аппарата. На них влияют индивидуальные особенности ребенка и его общее развитие. Следует заподозрить речевые нарушения при позднем формировании речи или при ее отсутствии после 2,5 лет.

развитие речи

Задержка речевого развития диагностируется, если к 1,5 годам малыш не произносит и не понимает простые слова, к 2 годам не строит коротких фраз, а после 3 лет не говорит связно. С 4 лет он не стремится употреблять сложные фразы, не составляет связного монолога. Словарный запас у него бедный – после 2 лет менее 150 слов, это не позволяет озвучить просьбы и желания. Малыш плохо понимает речь взрослых, не реагирует на нее.

К симптомам нарушения речи относятся:

  • невнятная дикция, проглатывание отдельных звуков и слогов;
  • неправильное произношение звуков, их замена;
  • повышенное слюноотделение;
  • изменение ритма и темпа;
  • невыразительность речи;
  • скудный словарный запас;
  • сложности в общении;
  • непонимание мимики и жестов.

Стадии патологии

У детей с общим недоразвитием речи выделяют 4 степени развития патологии.

  1. Первая – самая тяжелая, с полным отсутствием речи. Ребенок может издавать только отдельные звуки.
  2. Вторая степень ставится, когда уровень развития речи не соответствует норме. Словарный запас у такого ребенка очень беден.
  3. При третьей степени присутствует общение фразами, но есть речевые нарушения. Они затрагивают фонетический строй, лексику и грамматику. Своевременное лечение и профилактика могут полностью устранить их.
  4. Четвертая степень характеризуется небольшими проблемами в развитии артикуляционного аппарата. Грамотная профилактика и рекомендации логопеда помогут справиться с ними.

Опасность патологий речевого развития

Важно обнаружить задержку речевого развития на начальном этапе. Ведь она может быть проявлением серьезных неврологических патологий. Речевые нарушения сильно влияют на психическое состояние ребенка. Он становится замкнутым, нерешительным или агрессивным, раздражительным. При нарушении речи он хуже воспринимает словесные инструкции. Это может повлиять на общее развитие: нарушается координация движений, ухудшается мышление, память, внимание, появляются проблемы с самоконтролем.

Также возможны более серьезные осложнения при задержке развития речи. Это может быть замедление психического развития, сложности с общением, социальным взаимодействием, адаптацией к образовательным учреждениям. Может развиться невроз, тревожность, депрессия, фобии, быстрая утомляемость. При обучении появятся трудности с письмом, чтением и усвоением школьных предметов. В дальнейшем возможно отсутствие социализации, изоляция, проблемы с работой.

Диагностика речевых нарушений

Избежать осложнений при нарушении речи помогут рекомендации врача и профилактика заболеваний. Сначала нужно обратиться к педиатру, который даст направление на обследование и на консультацию к специалистам. Причины проблем может определить детский невролог, психиатр, нейропсихолог, отоларинголог. Они часто бывают связаны с дефектами артикуляционного аппарата, снижением слуха, патологиями нервной системы, наличием расстройства аутистического спектра. Лечение выбирается с учетом выявленных патологий.

развитие речи у ребёнка

Чтобы окончательно определить особенности и вид нарушения речи, диагностику проводит логопед. Он же назначает лечение, дает рекомендации родителям по правильному речевому развитию. Совместно с логопедом работает детский невролог или нейропсихолог, в зависимости от причины патологии и степени тяжести.

Диагностика у логопеда включает оценку речевых навыков и уровня общего развития. При тестировании специалист обращает внимание на такие нюансы:

  • тонус артикуляционных мышц;
  • уровень фонематического слуха;
  • богатство словарного запаса;
  • умение формировать фразы;
  • понимание грамматики;
  • ориентирование в пространстве;
  • уровень зрительного восприятия.

Как лечить такие патологии

Лечение патологий развития речи должно быть комплексным. Основное место в нем занимают логопедические занятия: артикуляционные упражнения, задания на увеличение словарного запаса, развитие грамматических навыков. Для тренировки речевого аппарата полезна дыхательная гимнастика. Дополнительно могут проводиться занятия с психологом, пальчиковая гимнастика.

Логопед также дает рекомендации родителям по общению с ребенком. Их выполнение поможет быстрее справиться с проблемой:

  • увеличить время общения с ребенком;
  • поощрять общение со сверстниками;
  • больше читать ему, играть в развивающие игры;
  • чаще хвалить за успехи;
  • ограничивать использование гаджетов и просмотр телевизора.

Профилактические меры

Профилактика речевых нарушений должна проводиться родителями с самых первых дней жизни ребенка. Что для этого нужно:

  • создать в семье благоприятную атмосферу;
  • с раннего возраста больше разговаривать с ребенком;
  • чтобы малыш привыкал к нормальной речи, говорить с ним без сюсюканья;
  • дать ребенку возможность общения с разными людьми;
  • контролировать и стимулировать развитие речи;
  • обеспечить правильное физическое развитие и сбалансированное питание;
  • вовремя обращаться к логопеду при появлении проблем;
  • регулярно проходить профилактические обследования.

Задержка речевого развития и другие речевые нарушения в большинстве случаев корректируются при своевременном обращении к врачу. Если соблюдать рекомендации логопеда, можно полностью избавить ребенка от проблем или хотя бы уменьшить их проявления. А профилактика заболеваний и внимание к развитию с раннего возраста позволит избежать таких проблем.

Добавить комментарий