Дисграфия — это расстройство, которое обычно проявляется с детства и влияет на способность к письму как у детей, так и у взрослых. Дисграфия вызывает трудности с почерком и чистописанием, а также с орфографией и грамматикой. Важно понимать общие причины и симптомы дисграфии, чтобы точно диагностировать и лечить это расстройство.
Причины дисграфии
Существует несколько распространенных причин дисграфии — это неврологические расстройства, такие как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или расстройство аутистического спектра (РАС). Она также может быть вызвана травмами головного мозга, задержками в когнитивном развитии или моторных навыках. В некоторых случаях дисграфия может не иметь идентифицируемой причины.
Симптомы дисграфии
Люди, страдающие дисграфией, часто испытывают трудности с почерком и чистописанием. Им сложно четко выражать свои мысли в письменной форме, поскольку они не могут писать аккуратно или достаточно быстро, чтобы успевать за своими идеями. Также дисграфия проявляется в трудностях с орфографией и грамматикой при составлении словосочетаний и предложений.
Трудности с почерком и чистописанием
При дисграфии людям невероятно сложно:
- написать букву от руки — символы могут быть неправильной формы или неразборчивыми;
- контролировать силу нажима ручки — это приводит к непоследовательности в формировании букв в одном и том же слове или предложении;
- писать в течение длительного времени из-за усталости, вызванной чрезмерными усилиями для написания слов и даже одного предложения.
Трудности с правописанием и грамматикой
Люди с дисграфией испытывают трудности с правильным написанием слов, что связано с процессами зрительно-моторной координации, необходимыми для точного формирования букв на бумаге. Им также может быть трудно точно использовать правильную грамматику при составлении предложений, что в свою очередь связано с процессами обработки языка, которые находятся в пределах ограничений объема рабочей памяти, связанных с расстройством.
Диагностика дисграфии у детей
Чтобы диагностировать дисграфию у детей, необходимо провести комплексное обследование, которое должно включать информацию от разных источников: родители/опекуны, учителя/педагоги, психологи/психиатры и т. д. При постановке диагноза важно учесть все аспекты функционирования, которые помогут точно определить наиболее слабые области. Это могут быть тесты, измеряющие крупную/мелкую моторику, исполнительное функционирование, обработку языка и т. д.
Варианты лечения дисграфии зависят от индивидуальных особенностей. Чаще всего терапия представляет собой курс упражнений, разработанных специально для тех, кто страдает нарушениями обучаемости из-за дисграфии.
В курсе могут быть сеансы трудотерапии, направленные на улучшение мелкой моторики, сеансы логопедической терапии, направленные на улучшение недостатков языковой обработки.
При коррекции дисграфии доказана эффективность использования программ проверки орфографии и компьютерных программ, разработанных специально для коррекции письма, а также графических организаторов.
Понимание того, как общие причины и симптомы дисграфии влияют на способность человека составлять письменные работы, имеет важное значение корекции расстройства.
Ранняя диагностика дисграфии, разработка эффективных курсов терапии, основанных на индивидуальных особенностях человека, и обеспечение доступа к соответствующей поддержке специалистов являются ключевыми факторами, помогающими детям и взрослым с дисграфией получать бразование наравне со всеми и реализовать свой потенциал.