Речь — орудие мышления и только формулируя мысли вслух детям и взрослым удается лучше и эффективнее решать задачи. Словесно-логическое мышление для дошколят 5-7 лет — важный этап умственного развития. Дети развивают способности, учатся логически выражать и высказывать свои мысли.
Человек не всегда замечает, но именно речь и мышление неразрывно связаны между собой. Вряд ли можно мыслить без произношения слов вслух. Вот почему люди всегда думают словами, переводя свои мысли в речевую форму. Наиболее интенсивное формирование словесно-логического мышления отмечается у детей к 6-7 годам. В помощь для коррекции речевой деятельности — словесные игры на развитие речи, которые учат сравнивать, абстрагировать, понимать взаимозависимости, развивать мыслительные операции.
Словесные игры на развитие речи и логического мышления
Дети с раннего возраста предрасположены к языку, без труда запоминают и усваивают несложные речевые лингвистические конструкции. Заниматься формированием речи необходимо, когда ребенку исполнится 1 год, иначе по мере взросления темп овладения языковыми нормами будет значительно снижен.
Речь и логическое мышление придает малышам уверенности в собственных силах. В помощь — игры со словами, звуками, музыкальным сопровождением. Постепенно, шаг за шагом, ребенок начинает осваивать традиции родного языка, приобретает навыки речетворчества и правильного использования грамматики.
Справка! Ребенок с 4 лет быстро запоминает, начинает высказывать свои мысли, делать определенные выводы. Родителям стоит постоянно заниматься с детьми: игры со словами, учить буквы и цифры, постепенно способствуя стимуляции эмоционального и творческого мышления (интеллекта), освоению принципов здорового общения в обществе, развитию тренировки внимания и памяти.
Игры, направленные на развитие речи и мышления:
- Узнавание предметов по признакам. Занятие развивает внимательность, логику. Попросите ребенка назвать предмет, соответствующий признакам. Про кого можно сказать: белый, пушистый, мяукает? Или шоколадный, сладкий, вкусный?
- Собери слово из букв. Игра для детей, в которой ребенок собирает необходимые буквы для составления слова. Из специальных карточек с буквами (можно сделать самостоятельно) складывается слово из трех букв, для его выбора лучше использовать цветные картинки. Показать ребенку пример, как составляется слово, дать минуту на запоминание, попросить повторить.
- Лишнее слово. Игра для детей, позволяющая усилить мыслительные процессы. Называют 4 слова, 3 из которых объединены общими признаками. Попросить, исключить лишнее слово и объяснить свое решение. Например: стул, стол, шкаф, лимон. Лишнее слово «лимон», так как все остальное мебель.
- Очень хороши музыкальные игры, они помогают разучить новые движения с малышом, выучить новые слова. Включается любая музыкальная сказка, попросите ребенка «оживить» ее: покажи как идет мишка, как рычит волк и т.д. Такие занятия способствуют развитию образного мышления, памяти, слухового восприятия.
- Мышеловка. Игра для детей, обучающая согласовывать слова с движениями и развивающая физическую активность. Дети делятся на две команды. Одни встают в круг, другие находятся вне его. Игроки берутся за руки, изображая мышеловку, и ходят по кругу, припевая: « Как же мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь вы плутовки, доберемся мы до вас. Как поставим мышеловки и поймаем вас сейчас». Ребята останавливаются, поднимают руки вверх. Другие вбегают в мышеловку и выбегают из нее. Ведущий командует: «хлоп», дети опускают руки и приседают. Кто не успел выбежать из круга, считаются пойманными, они встают в круг, увеличивают размер мышеловки. Когда все будут пойманы, меняются ролями.
Преимущества словесных игр
Слово — основной элемент в словесных играх. Поводит их легко, ведь для проведения не нужны особые атрибуты. Достаточно подготовить ребенку мячик, бумагу, ручку, листок или разрезную азбуку с буквами, карточки с картинками. Так проводить различные занятия можно в любом месте: в дороге, в очереди, дома, на прогулке.
Дети — непоседы. Любят сочинять на ходу и преувеличивать, выражая свои эмоции, чувства, настроения. Словесные игры способствуют стимуляции, развитию познавательных процессов: речь, память, мышление, воображение, внимание и просто незаменимы в любом возрасте (дошкольном, школьном).
Игра в слова нравится всем детям, поэтому психологи уверяют, что даже учеба не станет помехой, если проводить правильно и своевременно. Речевые задания развивают языковую способность у дошколят. Учить же лучше с помощью картинок. Так дети усваивают новый материал гораздо легче.
Грамматические игры со словами для развития словотворчества
Грамматика в игровой форме развивает словотворчество, комбинирование частей слов и языковых единиц. Например — согласованный подбор к прилагательному существительных в разном падеже, числе и роде — соломенный песок, соломенные дни, соломенное лето, соломенная шляпа, соломенный шалаш.
Можно придумывать разные варианты заданий. Главное, не подшучивать над ребенком, не повторять вслух произнесенные им ошибки. Нужно показать на примере правильное использование слов в речи или просто исправить на правильный ответ.
Путешествие на поезде. Стоит нарисовать на альбомном листе план пути поезда, обозначить на нем станции и придумать названия, обыгрывая знакомые ребенку слова: станция Лукошкино, Дорожкино, Лаврушкино, Тарелкино, Ложкино, Морковкино, Кастрюлькино. Это и есть словотворчество, а шутки и смех вызовут у ребенка улыбку, поднимут настроение.
Примеры словесных игр:
- Составь слово из слогов-игра для детей, позволяет закрепить знание букв и умение составлять слова. Ребенку дается картинка с предметом, который состоит из нескольких слогов и варианты слогов. Родители могут сделать их самостоятельно. Взрослый говорит, что слоги потерялись, и просит составить слово.
- Данетки, т.е. загадки на развитие креативного, нестандартного, логического мышления. Один игрок задает другому наводящие вопросы. Второй за определенный период времени должен ответить “да” нет” или “не имеет значения”.
- Загадки – как распространенный вариант словесной игры для развития логики. Малыш учится отгадывать и одновременно развивает свое мышление.
- Какой, какая, какое. Занятие на правильное согласование прилагательных с существительными. По правилам повторять уже сказанные ранее слова нельзя. Побеждает в соревновании тот, кто больше придумает определений к одному слову. Например, можно положить перед ребенком яблоки и спросить у него: Какие они? Ответ – румяные, сочные, душистые, спелые. Картинку с ежиком. Задать вопрос: какой он? Маленький, ушастый, колючий, запасливый. Конечно, малышу нужно подсказывать, задавать наводящие вопросы, спрашивая: Какие ушки у кошки? Быстро ли бегает заяц? Боится ли он лисы?
Игры на грамматику для детей 6 7 лет:
- Соедини-ка. Называются несогласованные слова, которые нужно соединить в грамматически правильное предложение, словосочетание — грибы, лес, расти — грибы растут в лесах.
- Обними словами. Любое слово можно окружить словами, чтобы ему не было одному. Конечно, ребенок в 6-7 лет не должен знать классификацию предложений, но в игровой форме вполне сможет окружить слово “лиса” другими — Бежит лиса. Лиса бежит рыжая. У лисы большой, пушистый хвост. Рыжая лиса бежит по заснеженной тропинке.
- Расскажи картину. Подготовить натюрморт, пейзаж. Попросить ребенка, чтобы составил небольшой рассказ из 5-6 предложений по нарисованным предметам.
- Нахождение спрятанного сюрприза. Игра способствует сплочению коллектива, развитию познавательного процесса. Друзьям предлагаются записки с заданиями, которые помогут им найти клад. Например: на картинке изображены тарелки, кастрюли, продукты. Вопрос: «Где должны находиться эти предметы?» Ответ: на кухне. Значит, отправляемся туда. Квест продолжается до тех пор, пока ребята не найдут сюрприз. Вопросы могут быть разные, из какой сказки этот герой? составь слова из букв? и т.д.
Дополнительная информация! Словесная игра не требует подбора специального материала. Это простой и доступный метод воспитания мысли. Все что нужно — правильно организовать игру, чтобы варианты предлагались последовательно и по определенной схеме для развития мышления, самостоятельности, самотворчества.
Словесные игры с мячом
Игры с мячом развивают ловкость, внимание, воображение, речь, ориентацию во времени. Так на вопрос: где мяч? Ребенок должен попытаться дать правильный ответ, употребив предлог “там”, “здесь” и так далее. Другие варианты игр с мячом:
- Ответь- ка. Воспитатель бросает мяч, задавая вопрос: Сегодня четверг, а завтра? Ребенок кидает мяч назад и отвечает – Вечер, ночь, день или утро.
- Я знаю. Если играть одному, то мяч отбивается от земли. Если участников несколько, то перекидываются от игрока к игроку. Можно кидать друг другу мяч по часовой стрелке, встав в кружок. Водящий кидает каждому по очереди, проговаривая: Я знаю 10 цветков, предлагая сказать в ответ – ромашка, лютик, сирень и т.д.
- Съедобное-несъедобное. Ребенок становится напротив остальных ребят, начинает кидать мяч каждому поочередно. Называет слова: дом, пиджак, скамейка, огурец. Второй игрок, поймавший мяч, должен вернуть ведущему обратно, сказав: съедобный это предмет или нет. На слово — несъедобный мяч нужно отбивать об пол, на слово — съедобный — ловить руками и возвращать назад ведущему.
- Ласковый мячик. Развивает быстроту реакции. Ребенку бросается мяч, называется основное слово. Он ловит мяч и кидает в ответ, но называя это же слово в уменьшительной форме: глаз-глазик, стул-стульчик, солнце-солнышко, кукла-куколка.
Развивающие игры
Придумать можно великое множество разных игр со словами, при этом весело играть в кругу семьи, укрепляя отношения. Для детей игра является закреплением пройденного материала или познанием нового, еще неизвестного.
При обучении важно постепенно прививать навыки, адаптировать условия игры с учетом особенностей и возраста, переходить от простых игровых форм к более сложным, постепенно развивая мышление, речь, память.
Тру ля ля
Задача на произношение вслух цифр от 1 до 100. Каждый игрок начинает счет и все по очереди называют числа. Но вместо числа 7 или чисел, которые делятся на 7 говорить слово — тру-ля-ля или любую иную смешную фразу. Кто ошибся, тот выбывает из игры. Остальные участники начинают счет вновь. Главные, считать быстро, чтобы чаще случались промахи, а игру превратить в азарт, веселое увлечение.
Земля воздух вода огонь
Развивает быстроту мышления. Правила: дети становятся в круг, водящий — в середину. Бросают воздушный шар или мяч каждому из игроков, называя одну из стихий: огонь воздух, земля. Если говорит – огонь, то поймавший мяч должен помахать руками. Если – вода, то поймавший мяч должен ассоциировать слово с плавающим животным (рыба). Если воздух – то с летающим объектом (насекомое, птица). Повторять игру на вылет, пока кто-то не ошибиться в названии.
На все вопросы один ответ
Игра вопрос-ответ для детей. Интересна будет даже для подростков и молодежи. Заранее подготавливаются карточки с вопросами и ответами. Затем распределяются между игроками карточки с ответами. Ведущий берет карточку с вопросами и задает его игроку, он вытаскивает любую из своих карточек и читает ответ. Получается весело.
Вопрос |
Ответ |
Ты слушаешься родителей? | При каждом удобном случае. |
Ты часто принимаешь душ? | Жизнь заставляет. |
Катаешься летом на коньках? | Да и вам советую. |
Ты хорошо поешь? | Раз на раз не приходится. |
Смешная и забавная игра в стиле вопрос-ответ подойдет для детей младше 5 лет.
Но ее нужно немного упростить. Делаются карточки с вопросами, вместо ответов – картинки (животные, овощи, предметы мебели). Правила игры те же.
Ведущий подходит к каждому и предлагает вытянуть из коробочки бумажку, на которой написан вопрос: «На кого ты бы хотел быть похож?», «Что ты любишь кушать?» и т.д. Игра начинается, когда все разберут карточки с бумажками.
Затем ведущий зачитывает вопрос и просит показать ответ, например: на вопрос « что ты любишь кушать» может выпасть какой-нибудь предмет мебели, ребятам будет смешно и весело.
Задом наперед
Озорная и подвижная игра. Ведущий задает участникам слова — названия предметов. Те в свою очередь должны попытаться быстро произнести слово задом наперед: ложка – акжол, кукла – лакук, книга — агинк.
Сосиска
Простая, но задорная игра. Ведущий начинает задавать по очереди игрокам. Те в свою очередь должны отвечать одинаково – Сосиска, но с серьезным видом. Кто засмеётся, тот вылетел. Побеждает самый серьезный, не поддающийся на провокации ведущего.
Шпионские шифровки
Словесная игра, при которой игрок называет существительное слово в единственном падеже. Второй должен его расшифровать, т.е. на каждую букву подобрать отдельные слова, соответствующие по смыслу. Детям помладше можно использовать короткие слова: кот, кит, мел, Маша ела лапшу.
Вот так зверь
Цель — образовать сложные слова из 2-ух простых. Это очень смешное занятие для детей. Например, слова сам и лед можно составить как самолет, дом и хозяйка – домохозяйка. Часто получаются инопланетные слова: головоног, елкозуб, чебургена и т.д.
Чей это звук
Звуковая игра подходит для малышей. Задача: угадать кому принадлежит издаваемый звук. Например, кукареку – петушку, мяу — кошке, кап-кап -дождику, шшшш — шелесту листьев.
Словесные игры на развитие речи для дошкольников должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей, возраста. Задачи педагогов и воспитателей — помочь в освоении форм логического мышления, научить классифицировать предметы по определенным признакам, подбирать подходящие слова по смыслу в ответ озвученным педагогом.
Рекомендации по проведению развивающих игр
Дети с раннего возраста любят подражать взрослым. Именно этот механизм обучения стоит взять за основу: все обучающие элементы следует организовать в виде игры, показывать все на собственном примере. Игра должна быть интересна и вызывать у ребенка положительные эмоции, иначе он просто встанет и уйдет.
Необходимо понимать, что внимание у детей кратковременно и непроизвольно. Планировать занятие нужно так, чтобы избежать переутомления малыша и потери интереса к игре. Оптимальное время для каждой игры от 5 до 20 минут.
Отмечайте даже самые скромные успехи ребенка, хвалите его достижения. Если что-то не получается не заостряйте на этом внимание. В этот момент следует поддержать малыша, скажите: « В следующий раз все получится!», «Ты большой молодец-очень старался!».
Особое внимание следует уделять своей речи: слова и фразы должны быть простыми, речь чистая без нарушений, уменьшительно-ласкательных названий (не кошечка, а кошка), недопустимо повторение за ребенком неправильных слов. Артикуляция четкая, дети видят движение губ взрослого при произношении слов.
Все действия необходимо сопровождать комментариями, описывая все этапы игры. Если используются стишки, потешки, выбирайте небольшие по объему тексты, которые содержат простые слова понятные для ребенка, легки для запоминания и заучивания.
Вывод — влияние развивающих игр
Игра-это средство воспитания и обучения, помогающее ребенку выражать свои желания, эмоции и чувства.
Они способствуют не только формированию речи, но и развивают моторику, слуховое восприятие.Во время игры малыши учатся анализировать, рассуждать.
Расширяется словарный запас, закрепляется правильное звукопроизношение, устраняются недостатки грамматического строя.