Малыши рано начинают использовать свои руки и пальцы в качестве «инструмента», учатся контролировать движения, исследуют окружение. Целенаправленное формирование мелкой моторики для детей от 1 года и до 3 лет считается важным, так как улучшает интеллектуальное, творческое и языковое развитие. От «умных пальчиков» зависят восприятие и речь.

Развитие мелкой моторики в 1 год

В возрасте около 12 месяцев и на втором году жизни все более совершенствуется взаимодействие рук и глаз. Ребенок уже способен что-то захватывать кончиками большого и указательного пальцев (как пинцетом). Малыш переносит точно в нужное место, отпускает предмет.

Малыш и мама играют игрушкой

Однако в последние годы отмечается ухудшение развития мелкой моторики у детей:

  • малыши от 1 года до 3 лет поздно начинают держать карандаш, ножницы, хуже лепят;
  • ребята 6–7 лет неловко обращаются с ручкой, пуговицами, шнурками и молниями;
  • существует много проблем с такими детьми на занятиях в детском саду, на уроках в школе.

Ручные умения или пальцевая моторика влияет на все психические процессы, в том числе языковое развитие. Российский физиолог В. Бехтерев исследовал влияние поступающих от пальцев нервных импульсов на речевые функции. Позже были созданы методики использования пальчиковой игры для развития мелкой моторики у детей до 1 года и старше.

Развитие логики

Глаза и мысль ребенка «устремляются вдогонку» за движениями руки. Это означает, что систематическую тренировку пальцев можно превратить в средство повышения мыслительной активности.

Мелкие движения помогают логически рассуждать, развивают память, внимание, связную речь. Появляется благоприятный эмоциональный фон, повышается речевая активность малыша. В дальнейшем легче будут усваиваться навыки письма.

Если развитие мелкой моторики соответствует возрасту, то и речевое развитие «подтягивается» к возрастной норме. Ребенок лучше планирует свои действия, учится гибко реагировать на изменение правил, контролировать свое поведение. Следует отметить, что формирование этих процессов сильно зависят от семьи.

Развитие внимания и памяти

Взрослым надо стараться использовать в общении с маленькими детьми короткие предложения. В 1 год малыши не способны к длительной сосредоточенности. Легче привлечь внимание с помощью новой яркой игрушки.

Предметы постепенно вводятся в пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей в возрасте 1 год. Длительность занятия составляет 5 минут. Лишь в возрасте старше 3 лет малыш может сосредоточиться на выполнении задания около 15 минут.

Изучение свойств предметов

В течение первых двух лет жизни появляется физическая возможность лучше контролировать движения тела, рук, пальцев. Малыш учится захватывать предметы и манипулировать ими самостоятельно. Для развития мелкой моторики в 1 год можно использовать крупы, бусины, пуговицы, прищепки (только под присмотром взрослых!).

Игры для усвоения свойства различных предметов:

  • Придавливание пуговицы, крупы или другого материала пальцами обеих рук к столу, вращательные движения.
  • Перекатывание шестигранных карандашей пальцами одной руки или между двух ладоней. Ощупывание бусин, гороха большим и указательным пальцами.
  • Угадывание игрушки с закрытыми глазами.
  • Нанизывание крупных бусин на леску.
  • Сортирование предметов.

Ощупывание, нанизывание, придавливание отлично развивают пальцы и руку. На детей подобные занятия оказывают тонизирующее действие, позволяют получить много положительных эмоций.

Лексические темы

В играх и занятиях для развития мелкой моторики и речи с малышами старше 1 года родители, воспитатели могут использовать разнообразные лексические темы. Наиболее доступные для понимания в этом возрасте: игрушки, фрукты и овощи, домашние и дикие животные, цвета, посуда, одежда, транспорт, продукты, геометрические фигуры, осень (зима, весна, лето), дом и семья.

малышка и мама играют

Родители могут поговорить с малышами от том, что прочитали, что изображено в книге. Дети учат язык через беседу, а мультфильмы и компьютерные игры не заменяют живую речь и общение.

Творчество

В возрасте от 1 года до 2 лет и старше малыши интересуются одеждой, хотят самостоятельно снимать обувь. Они учатся переворачивать страницы, начинают водить карандашом по бумаге. Развитие мелкой моторики и речи в этот период и позже происходит в индивидуальном темпе.

Родители могут поддержать стремление к самостоятельности и к творчеству следующими способами:

  • разрешать трогать принадлежности для рисования, аппликации, лепки, чтобы почувствовать пальчиками;
  • познакомить с такими материалами как вода, пластилин, соленое тесто, глина, песок;
  • предлагать рисовать ладошкой, пальцами, ватными палочками, толстыми цветными карандашами;
  • проявлять терпение, если у малыша не все сразу получается.

Один из самых легких видов творчества — раскрашивание. Значение этого умения велико для развития согласованных действий глаз и пишущей руки. Не случайно, перед поступлением в 1 класс учителя рекомендуют давать будущим ученикам больше раскрасок.

Малышей надо учить, равномерно наносить нужный цвет карандашом или кисточкой, смоченной водой. Раскрашивание, рисование и прочие виды творчества значительно способствуют развитию речи и освоению письма в дальнейшем. Такие же функции выполняют аппликация, плетение ковриков из полосок цветной бумаги.

Детей учат отщипывать маленькие кусочки глины или пластилина от большого куска, раскатывать или сплющивать, наклеивать на картон, бумагу. Такие игры и упражнения развивают мелкую моторику, внимание и воображение.

Моделирование

Этот вид деятельности можно использовать для развития мелкой моторики, познавательной активности, речи маленьких детей. Моделированием в педагогике и психологии называют воспроизведение свойств объекта с помощью замещающего его предмета. Ребенок лучше усваивает не словесное объяснение, а действия с моделями, которые отражают особенности изучаемых явлений.

В раннем возрасте используют предметное моделирование. Предлагают малышам заместители различных предметов в виде кружков, квадратов, овалов, треугольников, отличающихся по величине и цвету. Это не только учит находить главные признаки, но и способствует предупреждению быстрой утомляемости на занятиях.

Развитие речи и артикуляции

Дети в возрасте от 1 года до 2 лет значительно увеличивают словарный запас (до 50 слов). Случается, что двухлетний малыш не разговаривает, изучает язык только в последующие 12–18 месяцев. Недостаточное формирование речевых навыков может быть связано с отсутствием полноценного общения с родителями, другими детьми.

Рекомендуется ежедневно проводить специальные занятия по развитию мелкой моторики, слуха и звукоподражания. Сначала это короткие игры в течение 2 минут, затем длительность увеличивают до 5 минут.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

  • растягивание закрытых губ («улыбка до ушей»);
  • вытягивание губ вперед трубочкой;
  • выдувание мыльных пузырей;
  • надувание и сдувание щек.

Развитие речи малышей в возрасте от 1 года заключается в пополнении словаря, освоении грамматики. Формирование мелкой моторики помогает ребенку овладеть речью, упорядочивает его мысли и чувства.

Развитие музыкального слуха, чувства ритма

Лучше использовать детские песенки, требующие повторение движений вслед за словами. Такие произведения объединяют музыкальные звуки и речь, дают возможность лучше развивать крупную и мелкую моторику в возрасте от 1 года до 5 лет.

малыши разговаривают друг с другом

У поющего малыша улучшается дикция, заметно совершенствуется артикуляция. Ребенок повторяет в слова и фразы, заучивает их. Лучше запоминается произношение слов, положенных на музыку. Танцевальные движения тренируют чувство ритма. Кроме того, танцы стимулируют воображение, способствуют координации, позволяют общаться.

Развитие сенсорики

Сенсорные системы функционируют с первых дней жизни. Структуры, которые в момент рождения еще незрелые (сетчатка, зрительный нерв), быстро развиваются. Однако малыши долго не способны захватить предмет пальцами, чтобы его рассмотреть.

Развивают сенсорные умения в игровой форме. Ребенка учат определять форму и цвет предметов, группировать их признакам и свойствам. Такие занятия обогащают словарный запас.

Игровые упражнения и занятия для родителей с детьми:

  • аппликация из бумаги с различной толщиной и текстурой;
  • рисование красками с помощью ладошек и пальчиков;
  • лепка из соленого теста, глины, пластилина;
  • создание картин из круп, пуговиц, бусин.

Рекомендуется давать малышу одновременно игрушки из дерева, резины и пластика. Ребенок на ощупь должен определить отличия материалов. Также для сенсорного и языкового развития, тренировки мелкой моторики проводят пальчиковые игры.

Гимнастика и развитие координации

Этапы развития крупной моторики с 13 по 15 месяцы: малыш стоит без посторонней помощи, свободно ходит, ползает вверх по лестнице. Ребенок может бросить мяч, но часто теряет в этот момент равновесие. В целом движения кажутся неловкими.

Упражнения для развития координации:

  • наклоны туловищем;
  • перешагивание через предметы.
  • приседания;
  • ходьба.

Придумывают для малыша интересное задание: «надо пройти по мостику через речку, не намочив ноги». Надо пройти между двумя веревками, расположенными друг от друга на расстоянии 25 см. Положение рук может быть разное — вдоль туловища, в стороны, на поясе, за спину.

Координация движений и мелкая моторика неразрывно связаны с умственным и языковым развитием. Занятия в возрасте старше 1 года проводят ежедневно в течение 2–5 минут. Предлагают делать круговые движения большими пальцами рук, массаж каждого пальчика, напоминающий стягивание перчатки, соединение рук в замок.

Ребенок играет с телефоном

Пример игрового задания по развитию мелкой моторики: соединить ладошки, чтобы каждый пальчик «поздоровался с соседом». Пальчиковые игры — инсценировки коротких стишков, потешек, песенок, сказок одними пальчиками или руками.

Ролевые игры

Детям в возрасте 1–2,5 года доступны предметно-ролевые (манипуляции с игрушками, различными предметами) и образно-ролевые игры.

Как играет малыш:

  • возит грузовик с кубиками, фигурками животных;
  • убаюкивает куклу, мягкую игрушку;
  • катит впереди коляску с куклой «как мама»;
  • поит чаем воображаемых гостей.

Развитие моторики и речи через игровую деятельность — оптимальный вариант. Обучение новым навыкам, развитие мышление и речи происходит в удобной, интересной для малыша форме. Дети в игре эффективнее воспринимают новую информацию, учатся концентрировать внимание.

Развивающие упражнения в быту

Малышу в возрасте 1 год и старше надо совершенствовать двигательные навыки и мелкую моторику рук в повседневной деятельности. Можно играть дома в прятки, во время прогулки ходить по различным поверхностям (газону, гравию, листьям). Многие дети любят помогать убирать, готовить еду, работать в саду, поливать цветы.

Для развивающих игр, формирующих мелкую моторику, используют шнурки, ленты, пластиковые баночки с крышками, разноцветные прищепки. Если ребенку больше 1 года, подбирают крупные предметы, без острых поверхностей. Сейчас можно найти в продаже разнообразные игры со шнурками, сделанные из безопасных материалов.

Социальные навыки

Усваивая новые слова, дети лучше договариваются о том, как и во что они будут играть. Взаимодействие открывает широкое поле для обучения речи, формирования дружбы и доверия.

Когда малышу исполняется 2 года, он начинает сопереживать. В конце второго года и на третьем году жизни становится все более независимым от матери. Это период, когда дети учатся различать свои чувства и чувства других людей.

Заключение

Развитие мелкой моторики способствует развитию речи, творческой деятельности. Благодаря точным движениям пальцев дети учатся концентрироваться на определенном виде деятельности.

Родители и воспитатели могут использовать разнообразные игры и упражнения для развития мелкой моторики. Такой подход дает возможность больше общаться с малышами, развивать у них координацию, внимательность.

Малыш заинтересовался новой игрушкой

Совместные игры, занятия формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком, между детьми. Такой подход позволяет развить социальные навыки уже в раннем возрасте.

Добавить комментарий