Овладение родным языком-важное приобретение ребенка, которое является основой для воспитания и обучения детей. Ведь речевое развитие тесно связано с познанием окружающего мира, сознанием и формированием личности в целом. Именно поэтому каждый родитель с нетерпением ждет, когда ребенок начнет произносить первые слова.

Развитие речи у ребенка

Усвоение малышом родной речи происходит в определенной последовательности и во многом зависит от созревания нервно-мышечного аппарата. В первые месяцы жизни интенсивно развиваются слуховые, зрительные и двигательные анализаторы. Развитие двигательной активности является одним из факторов стимуляции и формированию лепета. Каждый ребенок рождается с уже готовыми к функционированию органами артикуляции, но для их нормальной деятельности должен пройти подготовительный период, после которого ребенок сможет произносить целые слова.

Развитие речи по периодам:

  • 1-2 месяц. В это время первыми звуками является крик. Он возникает в ответ на внешние или внутренние раздражители: когда у ребенка болит живот, ему жарко или он голоден.
  • 2-4 месяц. Период гуления совпадает с активизацией зрительной и двигательной моторики. Детки уже могут ощупывать предмет, держать его в руке, осматривать. В этом возрасте появляется «комплекс оживления». Ребенок активно общается с взрослыми путем двигательных и голосовых реакций. Он произносит гласные: а, о, у, и.
  • 5-9 месяцев. В период лепета совершенствуются двигательные навыки. Ребенок внимательно слушает взрослых, пытается подражать их тембру, интонации. В речи появляются сочетания губных и гласных звуков: мааа, бааа.
  • 9-18 месяцев. Этот возраст, по мнению специалистов, является начальным этапом речевого развития. Формируется артикуляционная моторика, словарь состоит из простых слов: па-па, ма-ма, би-би.

первые слова ребенка

Произношение первых слогов

На смену лепету и гулению приходит период произношения слогов, его наступление сугубо индивидуально у каждого ребенка. Девочки, как правило, начинают говорить раньше мальчиков. В большинстве случаев первые слоги можно услышать в 6-8 месяцев.

Малыш произносит простые цепочки слогов: ма, да, ба, но пока они для него ничего не значат. К 9-10 месяцам он уже понимает большое количество слов, выполняет простые требования, например: «Дай куколку»-дает куклу, «Покажи ладушки»-хлопает в ладоши. Со временем сочетание звуков становится более разнообразным.

Ближе к году малыш воспринимает определенные звуковые сочетания, и связывает их с предметами: «Как часики тикают?»-«тик-так», «как кричат гуси?»-«га-га».

Становление у детей осознанной речи

Крик, гуление, лепет, первые слоги-все это способствует образованию временных связей, т.е. запоминанию слов и реакции на них. В каком возрасте ребенок начнет говорить первые слова, зависит от его темперамента, атмосферы в семье и от генетической предрасположенности.

Стеснительные, спокойные дети не стремятся к общению и начинают говорить позже. Нервная и напряженная обстановка в семье, когда мама в основном молчит, приводит к замкнутости малыша, нежеланию разговаривать.

Считается, что если родители начали поздно говорить, то не стоит ждать от ребенка ранних первых слов.

Малыш говорит первые слова

В норме, когда ребенок начинает говорить первые слова около года. С этого возраста начинается период одного слова. Малыш начинает проявлять внимание к артикуляции взрослых. Он многое повторяет за говорящими и сам произносит несколько слов. При этом звуки еще часто путаются, искажаются и иногда опускаются.

Первые слова носят обобщенно-смысловой характер. Одно и то же слово или звукосочетание ребенок употребляет по отношению к разным предметам, желаниям. Его словарь обычно понимают только близкие люди, которые чаще с ним общаются. Например, слово «мама» может означать как «мама пришла», так и «мама нарисовала». Свою речь малыш сопровождает мимикой и активной жестикуляцией.

Первое слово, которое начинает говорить ребенок может быть и «мама», и «папа», и «дай». Даже если в его словаре совсем мало слов, это не означает, что он не понимает другие выражения. В годовалом возрасте понимание речи во много раз превышает произносительные способности.

Когда ребенок произносит первое слово, родители ждут, что уже через несколько дней он начнет сразу много разговаривать, но это не возможно. К году в словаре набирается от 3 до 8 слов, которые произносятся осмысленно. Ежемесячно к речи добавляются 3-4 новых слова.

Ребенок начинает говорить предложениями

С 1,5 лет начинается формирование простых предложений, которые состоят из двух слов и передают простой смысл: «Мишка упал», «Дай куклу».

В усвоении детьми языка главную роль играет подражание. Для них речь родителей становится образцом, которому они следуют.  Взрослые в присутствии ребенка должны разговаривать короткими простыми фразами, длинные предложения произносить медленно, незнакомые слова повторять несколько раз.

В 2, 5 года малыши говорят предложения из 2-3 слов, словарный запас составляет 200-250 слов. Некоторые фразы понятны только близким, но произносятся с правильной интонацией. Обычно предложения звучат так: «дай хеба», что означает «дай хлеба» или «адем гуять» — «пойдем гулять». Ребенок понимает значения слов «большой-маленький», «вверх-вниз».

В один момент может произойти так называемый «лексический взрыв», когда ребенок начинает ежедневно выдавать все новые фразы.

После 3 лет дошкольник становится полноценным собеседником, говорит простые и сложные предложения, например: «Мой папа работает в милиции. Я тоже хочу работать в милиции.» Он понимает и отвечает на вопросы. Сам много о чем спрашивает и интересуется.

К 4 годам он уже дифференцирует все звуки, формируется фонематическое восприятие. В этом возрасте устанавливается правильное звукопроизношение.

малыш говорит первые слова

Почему может возникнуть задержка речевого развития

Задержка речевого развития характеризуется более медленным темпом освоения родного языка. Причины задержки делятся на:

  • внутриутробные;
  • натальные (во время родов);
  • постнатальные (после родов).

К внутриутробным причинам относятся:

  • наследственные заболевания;
  • гипоксия плода;
  • инфицирование (воздействие вирусов, бактерий);
  • химическое воздействие (никотин, лекарства, наркотики);
  • радиоактивное облучение;
  • несовместимость крови матери и плода;
  • дефекты органов, отвечающих за произношение;
  • сильные стрессы у беременной.

Натальные причины:

  • повреждения головного и спинного мозга;
  • внутричерепное кровоизлияние;
  • недоношенность.

Послеродовые факторы:

  • травмы головного мозга;
  • наследственность;
  • сложная социальная обстановка в семье;
  • нейроинфекции.

Помимо этих факторов в развитии речи существуют критические периоды. Они характеризуются появлением в речи новых функций, например развитие фразовой речи, когда ребенок говорил только слова и начинает произносить фразы. В этот период речь очень уязвима и под действием вредных факторов могут возникнуть различные нарушения или усугубиться уже существующие.

При поражении участков головного мозга затрудняется становление навыков говорения, нарушается двигательная активность артикуляционных органов.

Когда следует беспокоиться

Очень важно вовремя определить задержку речевого развития и не спутать ее с индивидуальными особенностями.

Поводы для беспокойства:

  • младенец не кричит, даже если он голоден;
  • к концу 4 месяца не улыбается в ответ на общение;
  • в 6-7 месяцев не произносит отдельные звуки;
  • в 7-8 месяцев не пытается привлечь внимание звуками;
  • в 10 месяцев не повторяет за взрослыми простые звукосочетания;
  • в 11 месяцев не выполняет простые просьбы «пожалей мишку», «принеси куклу»;
  • к году не говорит не одного слова и не прислушивается к музыке;
  • в 1,5 года не употребляет в отношении родителей фразы «мама, «папа»;
  • к 20 месяцам не говорит даже 6 слов;
  • в 2 года не показывает части тела, животных на картинках, не знает названия игрушек;
  • отсутствует подражание словам взрослого;
  • к 2 годам не может построить из накопленных слов предложение или фразу;
  • в речи не использует глаголы;
  • строит предложения с грубыми нарушениями: «Коля идти нет»-«Коля не хочет идти»;
  • говорит о себе в третьем лице, не использует местоимение «я».

В дошкольном возрасте речевые нарушения проявляются в нарушении звукопроизношения, слоговой структуры слов («моколо» вместо «молоко», «гофли» вместо «гольфы»). Также ребенок может неправильно использовать слова, не понимает их значение или в его словаре отсутствует какая-нибудь часть речи-глагол, прилагательные. Слишком быстрый или медленный темп речи также свидетельствует о возможных нарушениях.

интерес ребенка к книге

Как помочь ребенку начать говорить

Если у ребенка все в порядке со здоровьем, нет никаких отклонений, скорее всего дело в окружающей обстановке. Общаться с малышом необходимо с самого рождения, развивать его моторику, слух.

Советы для родителей:

  1. Разговаривайте с младенцами, они с внутриутробного развития знают голос матери, он вызывает у них приятные эмоции, успокаивает.
  2. Общайтесь на разные темы, неважно, что малыш многое не понимает. Он будет запоминать часто употребляемые вами слова, и связывать их с определенными предметами.
  3. Задавайте вопросы, поначалу вам придется самим на них отвечать, но малыш будет концентрировать внимание на интонации речи и прислушиваться.
  4. Читайте короткие стихи, сказки.
  5. Говорите спокойно, медленным темпом, используйте небольшие слова.
  6. Взяв предмет в руки, расскажите, из чего он сделан, опишите какими красками разрисован. Дайте ребенку возможность его потрогать, рассмотреть. Повторите описание несколько раз.
  7. Во время игры оречевляйте свои действия. Уронив мяч, воскликните «Оп!», повторяйте действия и фразы несколько раз, возможно малыш захочет их повторить.
  8. Самые подходящие первые слова для обучения: мама, папа. Посадите младенца на колени, покажите на себя пальцем и скажите: «мама». Проведите его ручкой себе по щеке, повторите: «мама».
  9. Рассматривайте красочные книги с картинками, изучайте, кто на них изображен. Когда малыш будет знать названия животных, спрашивайте «Кто это?», то же самое можно проделывать с фотографиями.
  10. Разыгрывайте диалоги с игрушками. Придумайте простой диалог с куклой:
    • Привет!
    • Привет меня зовут Маша!
    • А меня Юля!
    • Пойдем играть в мяч
    • Ура! Пойдем!

Сопровождайте речь интонацией, насыщайте выразительностью.

  1. Развивайте мелкую моторику. Уже давно известно, что речевые и двигательные центры в головном мозге находятся в непосредственной близости, стимулируя одну деятельность, можно активизировать другую. Для этих целей подойдут рисование, лепка, игры с пуговицами, бусинками.
  2. Каждое действие сопровождайте рассказом: «Сейчас мы с тобой уберем игрушки и пойдем гулять. На улице будем играть в песочнице.»
  3. Разговаривайте как с взрослым. Старайтесь не употреблять уменьшительно-ласкательные слова, не сюсюскайте.
  4. С 2 лет можно делать артикуляционную гимнастику. Упражнения должны быть простыми: задувание свечи, улыбочка.
  5. Знакомьте малыша с миром звуков и комментируйте их: «Смотри, дождик пошел кап-кап», «Самолет полетел ту-ту».

Рекомендации, которые помогут ребенку заговорить

Когда ребенок говорит первое слово, родители испытывают гордость и восхищение. Если же малыш не оправдывает ожидания, близкие начинают тревожиться. Чтобы разговорить молчуна, необходимо выполнять несложные рекомендации:

  • Не навязывайте общение. Когда малыш играет, не надоедайте ему вопросами и тем более не требуйте повторить или сказать какое-либо слово. Повышенные требования могут спугнуть. Вместо этого присоединитесь к игре и сопровождайте ее озвучкой.
  • Если кроха предпочитает вместо слов использовать жесты, простимулируйте его к диалогу. Когда он жестом что-либо просит, сделайте вид, что не понимаете: «Что ты хочешь? Печенье?» Повторяйте до тех пор, пока он не попытается вам ответить. Похвалите его даже за неудачную попытку что-то сказать.

Добавить комментарий