В 2 года ваш ребенок, уже не тот несмышленый малыш, словарь которого состоит из нескольких простых слов. Он уже отлично контролирует свои движения и почти без труда высказывает мысли. В это время происходит быстрое, комплексное психомоторное развитие. Участие и способствование этому процессу-важная задача родителей.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года

В возрасте от 2 до 4 лет речь ребенка развивается очень быстро. Совсем недавно для достижения речевых целей малыш использовал мимику, жесты, действия. Теперь он переходит к собственному речевому общению. Главным средством общения с окружающими, выражения мыслей становится язык.

ребенок в 2 года

Конечно, любого родителя интересует: правильно ли развивается ребенок и сколько слов он должен говорить в 2 года. Необходимо понимать, что фазы развития речи проходят в определенном порядке, но их ритм может сильно различаться.

Важно! Все дети разные и учатся говорить с разной скоростью.

В этом возрасте большинство детей понимают все, что им говорят. Они составляют фразы из 3-4 слов и говорят о себе в третьем лице. К концу 2 года используют в речи не только имена существительные, но прилагательные, числительные. Они все чаще подхватывают слова от взрослых, смысл которых не всегда понимают. Подсказка с повторением составляют любимую игру в этом возрасте. Малыши уже знают названия различных животных, имена людей из своего окружения.

Сколько же слов должен знать ребенок в 2 года? Словарный запас в этом возрасте составляет от 50 до 200 слов, опять же все индивидуально. Большинство девочек заговаривает раньше мальчиков.

Критерии правильного речевого развития в возрасте 24 месяцев:

  • ребенок понимает, что ему говорят, и знает имена членов семьи;
  • повторяет, что ему подсказывают;
  • образует фразы из 3-4 слов;
  • применяет глаголы;
  • знает слово «нет» и его значение, часто его применяет;
  • просит хлеб, воды или другое, ему нужное;
  • разговаривает сам с собой и подражает взрослым.

Для лучшего развития речи необходимо больше разговаривать с ребенком, спрашивать его обо всем и подбадривать, когда он отвечает.

Если ребенок не говорит в 2 года больше 30 слов, его словарный запас не пополняется в течение полугода-это признак нарушений, которые требуют консультации у логопеда.

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Познавательное развитие не всегда происходит синхронно и равномерно. На протяжении года ребенок совершенствовал ранее приобретенные навыки. Он строит башню из пяти и более кубиков, аккуратно листает страницы книги, умеет открывать и завинчивать пробки. Может снять с себя одежду, слушается указаний. Познавательные процессы идут очень стремительно.

Новые знания

Ребенок в этом возрасте готов к восприятию большой информации, которую быстро усваивает и не забывает. Познавательная деятельность идет на пользу, знания усваиваются без труда.

заинтерсованый малыш

Малыши становятся более усидчивыми, поэтому это самый благоприятный возраст для изучения следующих направлений:

  • цветов;
  • фигур;
  • строительство башни из кубиков;
  • отгадывание загадок;
  • животных домашних, диких;
  • явлений природы (радуга, дождь);
  • счет от 1 д о 5;
  • учиться отличать времена года;
  • складывает крупные пазлы;
  • группировка предметов по величине, цвету;
  • изучение противоположных понятий «горячий» и «холодный», «много» и «мало».

Познавательные навыки формируются во время игр, чтения книг. Дети любят все, что связано с животными. Еще до того, как начать говорить они подражают мяуканью кошки, лаю собаки. Поэтому им особенно нравятся истории о животных. Иногда во время чтения прерывайте рассказ, пусть малыш его продолжит, спрашивайте: что произошло дальше, что сделала собачка?

Ролевые игры

Ролевые игры играют важную роль в развитии. Воплощаясь в различные образы, малыш учиться выражать свои мысли, общаться со сверстниками. Часто они разыгрывают ситуацию, которая врезалась в память, разволновала, поэтому наблюдая за игрой, родители получают дополнительную информацию о чувствах, ощущениях своего ребенка.

Во время сюжетно-ролевых занятий развивается осознание характеристик различных предметов, профессий: лошадь скачет, машина ездит, доктор лечит и т.д.

Если у ребенка нет понимания антонимов, родители могут объяснить их в процессе ролевой игры. Например: мама будет злой колдуньей, а малыш-добрый волшебник. Показать, как ведут себя персонажи, какие поступки хорошие, какие нет.

Переодевание также доставляет удовольствие, малыш должен иметь возможность полностью воплотится в образ. Детская фантазия в этом вопросе просто не знает границ. Когда ребенок получает возможность свободно раскрывать свои способности, он пользуется сюжетами из игр, историй, всем тем, что он наблюдает в мире взрослых и по телевидению. При этом родители должны иметь в виду, что те роли, которые они разыгрывают, являются отражением действительности.

Подражание взрослым

В возрасте 2 лет ребенку нравится подражать взрослым. Он хочет сам держать ложку, убирать квартиру, кормить игрушечных зверей и кукол…  Стремлением к подражанию можно неплохо пользоваться, предлагая сделать то, что ему понадобится в повседневной жизни: помыть руки, самостоятельно одеться, выполнить несложную работу по дому, собрать игрушки.

подражание маме

Если у него есть желание помочь, предоставьте эту возможность, показав, как это делается. Занятие представляется увлекательной игрой, и в то же время имеет обучающую функцию. Таким образом, можно с раннего возраста приучить заботиться о своих игрушках, одежде и держать их в порядке.

Физическое развитие

После года ребенок растет не так быстро. Родители часто думают, что он отстает в развитии, потому что привыкли наблюдать заметный рост от месяца к месяцу. Но у каждого свой индивидуальный ритм, большое значение имеет не вес и рост в определенный момент, и изменение показателей в течение времени.

За второй год жизни вес увеличивается примерно на 2-3 кг, а рост на 5-8 см. В этом возрасте он еще кругленький, пухлый малыш. Проверять эти показатели следует 2-3 раза в год.

Новые навыки

В детском возрасте уровень развития двигательных навыков является показателем общего состояния здоровья, по активности движений судят о развитии других сторон личности, в частности психики.

Ребенок к 2 годам должен уметь:

  • подниматься и спускаться с лестницы, ставя две ноги на одну ступеньку;
  • бегает, сохраняя равновесия, падает редко;
  • умеет пятиться назад;
  • бьет ногой по мячу или бросает его рукой, но пока не может выбрать направление для броска;
  • спрыгивает со ступеньки в 30 см, сжав ноги;
  • поднимается и спускается на детской горке;
  • прыгает на одном месте.

Координация движений

Нормальное развитие двигательной активности осуществляется при помощи работы мышечной системы. Степень этого развития во многом зависит от родителей. Однако они забывают, что хорошие физические данные у детей обусловлены двигательной активностью, они должны быть ловкими, подвижными, выносливыми.

В этом возрасте для улучшения координации движения используются игровые упражнения с мячом, обручем, скакалкой. Правила должны быть простыми и понятными. Продолжительность занятия не более 10 минут.

Игры можно проводить во время прогулки, хорошо развивает равновесие ходьба по бордюрам, прыжки на батуте и даже качание на качелях.

Дома подойдут занятия с мячом, пусть ребенок попробует попасть им в цель, или дайте ему замок с ключом, чтобы он попытался его открыть.

Эмоционально-социальное развитие

Между первым и третьим годами жизни происходит активное развитие поведения, привычек. Формируются основные черты характера и первые контуры личности. В это время дети проявляют сильную привязанность к родителям, а к незнакомым людям относятся с недоверием и страхом. Развивается чувство собственности, кажется, что все, что они любят должно принадлежать только им.

Ребенок начинает играть со сверстниками, у них возникают общие цели. Однако в этом возрасте они достаточно эгоистичны, поэтому общение не всегда протекает гладко.

Девочки

У девочек возникает первая концепция индивидуальности. Они говорят от себя, используют свое имя. Им нравится смотреться в зеркало, наряжаться. Девочки больше мальчиков испытывают потребность во внимании и одобрении взрослых, чаще проявляют самостоятельность, выполняют несложные поручения. Выражают свои чувства к близким, обнимают, целуют.

девочка перед зеркалом

Мальчики

Мальчики обычно эмоционально сдержаны. Понимают просьбы, но выполняют только после уговоров или объяснений. Смотрят мультики, детские передачи. Осознают, что девочки играют в куклы, а мальчики в машинки.

Проявляют большую самостоятельность, настойчивость. Если что-то не сразу получается, капризничают, быстро отказываются от дела. Сильно привязаны к маме, начинают плакать, когда она уходит. Предпочитают наблюдать за игрой сверстников, нежели участвовать в ней.

Правильное развитие эмоционального фона, социального поведения формируется на основе домашней атмосферы. Малыши чувствуют эмоции взрослых, улавливая изменение поведения, тона разговора.

Развивающие игры и упражнения

Игра-средство воспитания и обучения, которое помогает выражать свои желания, эмоции, чувства. Важно не то, сколько времени уделяется ребенку, а качество проведенных совместно часов.

Перед малышом открывается удивительный мир, который предстоит обследовать. Возросшая двигательная активность помогает добраться туда, куда он хочет. Задача родителей-направить энергию в правильное русло, организовать досуг так, чтобы ребенок не просто играл, а развивался в разных направлениях.

Упражнения на физическое развитие

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой-он сам нуждается в движении и охотно выполняет упражнения. Тренировки должны проходить в виде игры, лучше в первой половине дня.

Регулярные занятия способствуют укреплению мышечной системы, правильному формированию опорно-двигательного аппарата, повышают иммунитет.

По тропинке

На пол положить две доски шириной 20-25 см или листы бумаги. Ребенок должен пройти по ним с прямой спиной, свободно балансируя руками. Если у него уже все получается, он не теряет равновесие, можно усложнить задачу: во время прохождения, сказать «вот тут лужа, ее надо перешагнуть» и т.д.

Покажи как

Детей просят показать различных животных. Старайтесь выбирать животных с отличительными повадками. Ребенок изображает их с помощью жестов, мимики, движений.

Во время игры развивается фантазия, мыслительная деятельность, координация движений, тренируются мышцы.

Игры с мячом

С помощью занятий с мячом детки учатся удерживать и ловить круглые предметы, развивают ловкость, способствуют ориентированию в пространстве.

дети играют в мяч

Можно сделать импровизированные ворота из кубиков, в которые нужно закатить мяч. Затем перейти к обучению ловить снаряд на лету, сначала для этой цели лучше использовать воздушные шары.

Развитие мелкой моторики

Занятия на мелкую моторику – это не просто обучение ребенка владеть своими пальчиками, но и стимуляция речевого развития. В коре головного мозга есть зоны, отвечающие за артикуляцию и движения пальцев, при стимуляции одной зоны, автоматически разрабатывается другая.

Упражнения

  1. «Рыбалка». В небольшой таз или миску налейте воды, положите туда несколько предметов: шарики, крупные бусины. Попросите ребенка выловить предметы с помощью сачка или сита, используя при этом каждую руку по очередности.
  2. «Шарик». Дайте малышу листок бумаги, предложите сформовать из него плотный шар.
  3. «Палочки». На стол выложите счетные палочки, ребенок должен по одной сложить назад в коробку, используя указательный и большой пальцы.
  4. «Кто быстрее». Двигайте прямыми указательным и средним пальцами по краю стола, наперегонки.
  5. «Ладошки». Ладонь на столе, на счет раз-пальцы врозь, два-пальцы вместе.
  6. «Бочонок». Согнуть поочередно пальцы каждой руки в кулак, сверху оставляя отверстие.

Творчество

Рисование, лепка, работа с разными видами круп-все это отлично подойдет для развития мелкой моторики. Творческие занятия формируют фантазию, укрепляют пальчики, развивают умелость рук.

Раскрашивание крупных картинок-интересное и увлекательное занятие, необходимо следить, чтобы ребенок раскрашивал не заезжая за линии.

Во время лепки из пластилина или теста, придумывайте интересные фигуры, чтобы можно было использовать различные способы: скатывание, раскатывание, сплющивание.

Различные виды круп можно использовать в качестве аппликаций. Нарисуйте на листе простой рисунок-дом, дерево. Налейте клей на изображение, пусть малыш засыплет каждый фрагмент рисунка отдельной крупой: крышу у дома-гречкой, фасад-пшеном и т.д.

Развиваем слух

Речь непосредственно связана со слухом. Слуховое восприятие необходимо развивать в двух направлениях: обычные и речевые звуки. Во время обучения необходимо соблюдать последовательность, сначала изучите звуки природы, животных: шелест листьев, шум моря, мяуканье кошки. Затем транспортные шумы: скрип тормозов, полет самолета и только потом звуки музыкальных инструментов.

Пение и танцы

Многие дети любят слушать, как поют родители и подражать им. Знакомую считалочку или потешку они быстро узнают и запоминают. Практикуйте совместное пение.

Чаще включайте малышу различную музыку, танцуйте вместе. Покажите, как надо двигаться под быструю мелодию, как под медленную.

Музыкальные загадки

Возьмите стеклянную банку, несколько предметов: ложку, карандаш, пластиковую трубочку. Стучите ими по банке по очереди, ребенок должен запомнить звук. Затем пусть он отвернется и угадает по звуку, каким предметом вы стучите.

Встаньте за спиной у малыша, с какой-нибудь определенной стороны. Позвоните в колокольчик. Пусть он угадает, из какого направления доносится звук.

Музыка

Даже младенцы интересуются музыкой. Больше всего им нравятся мелодии, темы которых повторяются через короткие интервалы. Предпочтение отдается простому, запоминающемуся ритму. Для двухлетнего ребенка идеальным инструментом будет ксилофон, детский рояль с несколькими клавишами.

малыши любят музвку

Развиваем речь

Около двух лет у детей формируется правильная речь, они начинают высказывать мысли. Родители должны способствовать развитию речевых навыков:

  • Дайте возможность говорить. Не прерывайте малыша, когда он что-то рассказывает, ему и так очень сложно формулировать мысли, выжидайте паузы, не торопите его.
  • Говорите правильно, тогда и ребенок изначально будет использовать слова, не искажая их.
  • Расширяйте словарный запас играючи. Можно описать игрушку. Пусть малыш даст предмету характеристики, помогайте ему, подсказывайте новые слова.
  • Читайте разные книги. Чтение вслух прекрасно развивает речевые навыки, старайтесь использовать различную литературу: стишки, сказки, рассказы.
  • Не требуйте невозможного. В 2 года ребенок не может четко говорить все слова, отдельные звуки устанавливаются поздно, например звук «р» имеет право появиться к 6 годам. А некоторым удается им овладеть к концу первого класса.
  • Общайтесь каждую минуту, во время прогулки обсуждайте все, что происходит вокруг, задавайте наводящие вопросы.

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения на развитие артикуляционных мышц сначала показывают родители несколько раз перед зеркалом, затем просят повторить с ними одновременно. Занятия проводятся ежедневно по 10-15 минут.

  1. Приоткройте рот, высуньте язык, слегка покусайте его зубами.
  2. Попросите ребенка широко улыбнуться, затем поцеловать вас, вытягивая губки.
  3. Изобразите языком маятник на часах: касайтесь одного уголка губ, затем другого.
  4. Надуйте щеки, резко сдуйте.
  5. Изобразите, как кошка лакает молоко. Втягивая язык, закругляйте его, как будто захватываете молоко.

Заключение

Только взрослые могут помочь освоить грамотную выразительную речь. Если ребенок в 2 года очень мало разговаривает или вовсе не говорит ни слова, это повод обратиться не только к логопеду, но и к психологу и неврологу.

При проведении систематических занятий с логопедом большинство детей полностью преодолевают дефекты произношения, догоняют сверстников по уровню развития речи.

 

Добавить комментарий