Ораторские данные не столько даются от природы, сколько закладываются в результате самосовершенствования. Чтобы хорошо говорить, нужно усиленно поработать над внятностью речи и правильным произношением слов. Начинать стоит уже с детства. Конечно, сложный текст для дикции ребенку сразу не осилить, но есть ряд методов, которые помогут справиться с ним.

Как улучшить дикцию

Если говорить о профессиональной постановке речи, то этим занимается логопед. Распространенными в детстве дефектами являются шепелявость и картавость. Если до 6-7 лет они не исчезли, обращаются за помощью. Работая над их устранением, специалист разъясняет правильное положение губ и языка при воспроизведении звуков.

Во многих случаях коррекцией можно заниматься самостоятельно. Например, часто встречается быстрый говор с нечетким произношением, проглатыванием окончаний. Популярный способ исправления – это скороговорки. Если их регулярно рассказывать в течение 2-3 недель, техника речи значительно улучшится. Так утверждают специалисты. Поэтому советуют выполнять следующее:

  • громко и четко проговаривать перед зеркалом отдельные буквы;
  • слушать записи стихов опытных дикторов;
  • больше читать и анализировать свое произношение;
  • развивать уверенность в себе и активно общаться в коллективе.

Упражнения для дикции

В начале занятий «разогревают» лицо. Для этого несколько минут гримасничают, вовлекая в процесс губы, язык и все лицевые мышцы.

Ребенку особенно понравится упражнение «хомячок». Надо жевать воображаемую жвачку. При этом активно двигается вся нижняя часть лица. Если детей несколько, они должны поиграть друг с другом, соревнуясь, у кого вкуснее жвачка. После разминки переходят к тренировке дыхания и только потом читают текст для артикуляции и дикции, произносят отдельные слова и звуки.

Тренировка дыхания

Важную роль в постановке речи играет правильное и бесшумное дыхание. Дикция без него не работает. Важно экономно расходовать набранный воздух, чтобы во время произношения не было слышно излишнего придыхания и других посторонних звуков. Говорят, предварительно сделав вдох. Только после этого выдыхают.
Наблюдая за диктором, декламирующим стихи, можно заметить, что он берет дыхание перед каждой фразой. Выглядит процесс естественно и непринужденно. Если не получается проговаривать фразу на одном дыхании, полезно делать такое упражнение для разработки диафрагмы:

Встать прямо – ноги на ширине плеч. Положить одну руку на живот, другую – на грудную клетку. Вдохнуть воздух через нос, наполняя грудную клетку. На несколько секунд задержать дыхание. Сделать выдох через рот.

Читаем вслух

Читать вслух полезно всем, кто желает совершенствовать свою речь. Во время первых занятий с детьми тексты для развития дикции выбирают знакомые, например, известный рассказ или сказку. Важно следить, чтобы ребенок произносил звуки четко, не торопился и обращал внимание на знаки препинания. Если есть диалог, его вычитывают особенно выразительно, с интонацией и эмоциями. Ежедневно такой тренировке уделяют 20-30 минут.

девочка читает книгу в слух

Скороговорки

Отработка дикции не обходится и без скороговорок – это небольшие тексты или предложения, где умышленно подобраны сложные для быстрого воспроизведения звукосочетания. На первый взгляд кажется, что «можно сломать язык». Поэтому начинают не с быстрого темпа. Наоборот – медленно и как можно четче. С каждым разом скорость можно прибавлять. Важно не просто тараторить, а говорить в разнообразных настроениях с соответствующей эмоцией:

  • с радостью;
  • показать удивление;
  • восторг.

Эффективнее использовать разные скороговорки. В первую очередь, обращают внимание на такой текст для развития дикции, звукосочетания которого помогут преодолеть конкретные речевые трудности. Ниже несколько примеров.

«Т/к». Ткет ткач ткани на платок Тане.
«Б, р». Все бобры добры для своих бобрят.
«Ж». У ежа ежата, у ужа ужата.
«К/б». В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
«Ш/с». Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Одной из самых сложных считается длинная чистоговорка «Лигурия» или «Лигурийский регулировщик». Как правило, рекомендации к ней примерно такие «развиваем дикцию», «читайте вслух этот текст ежедневно». Поначалу, конечно, непросто. Многие отмечают, что «еле язык ворочается в конце прочтения». Но через 10-14 дней ежедневных тренировок эффект будет налицо.

Тексты песен

Можно работать над речью в процессе пения. Предположим, исполнитель Гарри Топор, как и Тони Раут, предлагают использовать текст «Упражнения для дикции» под музыку в стиле рэп. Правда, для детей эта песня может не подойти. Пусть лучше будет всем известная «Я на солнышке лежу…» или другая.

девочка поет песенку

Цель – живое, эмоционально насыщенное пропевание слов. Опять же, целесообразна предварительная разминка. К примеру, такая:

  1. Пропеть на одном вдохе, максимально удлиняя каждый звук: а-о-у-ы-и-э.
  2. Произнести сложные звукосочетания медленно, затем быстрее: мкртч, гбдж, кшти, гбду, птка, кчко.
  3. Проговорить сложные слова для дикции, несколько: контрстратегия, монстрский, философствует, бодрствует.

Погоня за диктором

Аудиокниги тоже очень полезны для развития и коррекции дикции. Прослушивая книги, следует отмечать звуки, которые не сразу получается произнести. Проверять себя можно, записывая собственное чтение текста и прослушивая его раз за разом. Для ребенка лучше выбирать файлы с видеосопровождением. Он будет видеть мимику лица, следить за движениями губ, языка и челюстей. Поставьте рядом зеркало. Пусть имитирует и видит свой результат. А вообще, повторение за профессиональным диктором, копирование его интонации и темпа – один из эффективных способов в освоении орфоэпических норм любого языка.

Изложение как вид работы по развитию речи

В школьной программе большое значение уделяется изложениям, как методу развития речи. Дети передают, что видели или слышали, о чем прочитали. При этом в 1-2 классах чаще работают с устными изложениями. В первую очередь, такие занятия направлены на:

  • умение правильно произносить слова и употреблять их в речи;
  • навык построения словосочетаний и предложений.

Изложения правильно начинать с несложных заданий – описать любой предмет несколькими предложениями, составить рассказ по изображениям, выразить свое отношение к картине. В процессе развивается не только дикция, но и кругозор, и логика.

Подводим итог

В работе над дикцией действует принцип – научитесь говорить медленно, чтобы говорить быстро. На первом этапе важна не скорость, а четкое и правильное произнесение каждого звука. Важно помнить, что ребенок часто подражает окружающим, в том числе, и в манере общаться. Поэтому дома его должна окружать правильная, «чистая» речь. Родители должны сами выговаривать все звуки и исправлять ошибки у ребенка.

девочка разговаривает с мамой

При регулярных тренировках результат, конечно, будет. Однако для быстрой коррекции речи или при серьезных дефектах, как, например, заикание, требуется помощь логопеда. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту. Конечно лучше, если встреча с логопедом-дефектологом состоится до школы или в начальных классах, чтобы изучение родного языка не превратилось в испытание для всей семьи.

Добавить комментарий