Речь ребенка начинает формироваться с самого рождения. Сначала он привлекает к себе внимание плачем, затем учится смеяться, лепетать, жестикулировать. По мере взросления он учится общаться и взаимодействовать с окружающими разными способами. Очень важно правильно реагировать на эти сигналы, поскольку они являются первой ступенькой в развитии речи, своего рода зачаточным словарным запасом.

Когда у детей начинается гуление

Развитие речи до года происходит в несколько этапов:

  • крик;
  • гуление;
  • лепет.

Во время прохождения всех трех этапов идет активная подготовка к овладению речи, формируются голосовые реакции, развивается артикуляционный, дыхательный аппараты.

Первая стадия крик

Она длится с самого рождения до 2 месяцев. Для новорожденного единственным способом привлечь к себе внимание окружающих является плач. Практически все его чувства выражаются в крике: голод, жажда, страх, одиночество. Через 2-3 недели после рождения младенец начинает реагировать на знакомые голоса: прекращает плакать, прислушивается. К 1,5-2 месяцам поворачивает голову в сторону говорящего. Он начинает понимать интонацию: громкий, резкий- голос вызывает плач и беспокойство, ласковый-способствует оживлению, малыш интенсивно двигает ручками, ножками.

Однако уже через пару месяцев коммуникационные возможности существенно расширяются.

Вторая стадия гуление

Стадия начинается в 2 месяца и заканчивается к полугоду. Первым важным шагом в обучении общению с окружающими является смех. С 2 месяцев малыш начинает осознавать социальное значение смеха, улыбки и их воздействие на людей. Он использует их как ответ на дружеское расположение и обращение взрослых.

Молодые, неопытные родители часто не сразу замечают появление лепета, так как не знают, что он из себя представляет, в каком возрасте появляется. После того как младенец освоил улыбку, он начинает воспроизводить гласноподобные звуки-а-аа, э-э-э, у-у-у.  С 4 месяцев ребенок уже может произносить различные звуки, которые называются «гуканьем» (агу, гу,и-и).

первое гуление

Интересно! Подобные звуки одинаковы у детей всего мира, независимо от родного языка.

С 5 месяца увидев родного человека, малыш выдает различные звуки, покрикивает, улыбается, тем самым обращаясь к близкому.

Третья стадия лепет

Стадия длится от 6 месяцев до года — именно в этом возрасте появляется лепет ребенка.

В 5-6 месяцев, когда ребенок уже научился произносить разные звуки, приходит черед попытаться построить из них слова. Вначале он соединяет согласный звук с гласным, причем из согласных преобладают смычные согласные-б, д, г. Позже появляются носовые звуки-м, н. Первым согласным звуком является «а». Малыш с удовольствием повторяет слоги, обычно это проявляется в многократном произнесении отдельных слогов-ба-ба, да-да, тя-тя.

К 10 месяцам словесные цепочки становятся все более разнообразными. В голосе звучат все компоненты речи: интонация, ритм, темп. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, пытается ее скопировать. Лепетные цепи из гласных звуков сменяются на цепи со стереотипными сегментами с различным шумовым началом (ба-на, ва-ка, ма-па)

В возрасте одного года у ребенка вместо детского лепета появляются первые слова и реакции на них. Обычно он умеет говорить 4-5 слов. Он воспринимает различные звукосочетания и соотносит их с предметами.

Когда малыш начинает лепетать, это умиляет родителей. Ведь он повторяет, практически все, что слышит, но пока не понимает значения многих слов.

Разновидности гуления

Гуление-это произнесение цепочек различных гласных звуков (а, у, ы), иногда в сочетании с согласноподобными (м, г). Обычно эти звуки связаны с эмоционально-положительным состоянием.

До 3 месяцев гуление не зависит от слухового восприятия, позже произношение происходит под контролем слуха.

Специалисты выделяют два периода гуления:

  • «Гуканье». Характеризуется короткими и отрывистыми голосовыми реакциями.
  • «Свирель». Представляет собой произнесение цепочки сменяющихся звуков.

Интересно! Дети, с отсутствием слуха также проходят все стадии гуления и даже начинают лепетать. Но не получив слухового подкрепления теряют эту способность.

гулим с папой

Нормы и отклонения по срокам

Конечно, любому родителю хочется поскорее услышать детский лепет. Они начинают сравнивать своего малыша со сверстниками, интересуются: с какого возраста у ребенка появляется первый лепет.

Большинство детей начинают произносить звуки, имеющие какое-то значение, только к году. Есть дети, которые не торопятся говорить, многое зависит от темперамента малыша и от обстановки дома. Веселый активный ребенок начинает разговаривать раньше, а спокойный может длительное время слушать, наблюдать, желание заговорить у таких деток появляется значительно позже.

Домашняя атмосфера, отношение близких друг к другу, к ребенку- играют важную роль. Если родители постоянно молчат, мало общаются, малыш не ощущает стремления к общению, замыкается в себе.

Слишком активное общение, лишение ребенка самостоятельности тоже может спровоцировать задержку речевого развития.  Он должен захотеть заговорить, понять, что его мнение важно для родителей.

Нормы развития речи с рождения до года

Возраст

Стадии развития

0-2 месяца Крик, плач-основные формы коммуникации. Малыш плачет когда голоден, у него что-то болит или хочет спать.
2-3 месяца Формируются звуки «у», «а», «ы», иногда сочетаются с «г». Улыбается, увидев родных.
3-5 месяцев Появляются новые гласные звуки «и», «о», «я». Издает их при обращении к нему. Может определить направление звука. Интонация плача меняется в зависимости от потребностей «хочу кушать», «хочу общения».
6-8 месяцев Соединяет гласные и согласные звуки, образовывая первые простые слоги-па, ба, ня. Часто их повторяет.
9-10 месяцев Комбинирует одинаковые слоги, составляет из них цепочки-па-па-па, ма-ма-ма.
11 месяцев Копирует звуки, следит и запоминает артикуляцию. Знает свое имя и отзывается на него. Понимает значение слова «нет». Легко повторяет то, что слышит. Говорит мама, папа не придавая значения.
12 месяцев Имеет в словаре до 5 слов. Комбинирует разные звуки, имитирует разговор взрослых. Понимает значение многих слов.

Родители должны понимать, что показатели у каждого конкретного ребенка могут существенно отличаться и это не говорит о патологии.

Тревожные сигналы:

  • Нарушение глотания и сосания в 1 месяц;
  • в возрасте 3 месяцев ребенок не реагирует на шум и различные звуки;
  • в 2-3 месяца не улыбается;
  • в 4 месяца не интересуется погремушками, не поворачивает голову и не следит за ними глазами;
  • лепет и гуление отличаются монотонностью, не имеют эмоциональной окраски;
  • в 12 месяцев общается только жестами.

Что можно сделать, если гуления нет

Стимулировать органы чувств необходимо с самого рождения. Почаще беседуйте с малышом, рассказывайте, что в данный момент делаете, задавайте вопросы, даже если он пока еще не может на них отвечать.

Можете быть уверенны: он все внимательно слушает и вскоре озадачит вас ответом. Повторяйте за ним детский лепет, пойте или читайте вслух.

проблемы с гулением

Но, важно не только говорить с ребенком, но и слушать.  Ведь любой слог в его лексиконе что-то означает. Если он применяет сочетание «ко» увидев кошку, говорите: « Да, это кошка!» Малыш должен понимать, что его слушают, это будет его стимулировать к освоению все новых и новых слов.

Лепет каждого ребенка появляется в различные возрастные периоды, родителям стоит набраться терпения. Небольшое запаздывание речи не должно пугать, в это время формируется пассивный словарный запас.

Правила, помогающие стимулировать речь и гуление:

  • При разговоре используйте простые, короткие предложения. Говорите не спеша, четко, демонстрируйте правильную артикуляцию.
  • Откажитесь от «сюсюканья». Во время общения с ребенком не искажайте слова, младенческий лепет нужно использовать как можно реже, только в минуты нежности.
  • Развивайте мелкую моторику. Давайте в ручки малышу погремушки из различных материалов, делайте массаж кистей, по отдельности разрабатывая каждый пальчик.
  • Больше разговаривайте, комментируйте все действия: «Молодец, Машенька. Покушала кашку. Какая была каша? Вкусная! А теперь пойдем гулять…»
  • Для стимуляции гуления произносите похожие на него звуки, затем дайте возможность малышу ответить вам. Во время общения погладьте его, улыбайтесь.
  • Когда малыш бодрствует, включайте ему записи, где гулят дети или имитируют гуление взрослые. Этот способ рассчитан на вызов раннего подражательного рефлекса.
  • Важное условие правильного развития предречевой реакции-это зрительное общение. Младенец должен хорошо видеть лицо взрослого, чтобы всматриваться в его мимику, артикуляцию.

Что делать если ребенок перестал гулить

Гуление, лопотание-это первые звуки, которые позволяют малышу общаться с миром взрослых. Когда неожиданно ребенок перестает гулить, у родителей возникает чувство беспокойства.

Причиной таких изменений может быть как патологические факторы, так и физиологические. В возрасте 4 месяцев младенческие звуки сменяются на детский лепет. Речевой аппарат активно готовится к воспроизведению первых слов, малыш начинает произносить протяжные, громкие звуки, смеяться, визжать. Возможно, небольшая пауза просто предшествует следующему этапу в развитии речи.

К временному прекращению гуления нередко приводит смена обстановки, стресс или недостаток внимания.

Патологические причины:

  • неразвитость мимических мышц;
  • проблемы со слухом;
  • осложнения, после перенесенного заболевания;
  • неврологические патологии;
  • задержка умственного развития.

Выявить возможные проблемы может только врач. Если ребенок перестал воспроизводить звуки и гуление не идет больше 2 недель, необходимо обратиться к специалисту, большинство проблем легко корректируются с помощью препаратов. Но даже в этот период не переставайте общаться с младенцем.

Заключение

Оценивая уровень развития вашего ребенка, следует принимать во внимание не только речевые способности, но и двигательное, социальное развитие. Только все критерии в совокупности дают полную картину, которая позволяет констатировать, соответствует ли уровень развития ребенка его возрасту.

Добавить комментарий