Период активного развития речи начинается на втором году жизни. В это время быстрый процесс понимания речи может опережать формирование устной речи на несколько месяцев. Постоянное общение взрослых с малышом дает ему возможность накопить пассивный словарный запас и в дальнейшем овладеть фразовой речью.
Когда ребенок начинает говорить, нормы
Развитие речи начинается с самого рождения. Новорожденный с помощью крика привлекает к себе внимание. Уже к 2 месяцам он начинает реагировать на голоса близких, и отвечать на них гулением. В полгода звуки приобретают эмоциональную окраску, появляется интонация, мама по звуковому сопровождению легко распознает, что нужно в этот момент малышу. Если у него что-то болит плач приобретает жалобные, обиженные нотки и т д. В 7 месяцев малыш знает свое имя, произносит простые слоги, учится их удваивать: «ма-ма», «па-па».
К 11 месяцам осознанно говорит «мама», «баба», «папа», пытается повторять некоторые слова, услышанные от родителей. В год выговаривает несколько простых слов, обычно с одинаковыми слогами.
Подробнее о развитии речи по месяцам жизни ребенка, вы узнаете из таблицы ниже:
Возраст | Речевые навыки |
новорожденный | Крик. По его характеру специалисты сразу могут спрогнозировать успешность развития речи |
1 месяц | Перестает плакать, услышав резкий звук. Крик становится выразительным |
2 месяца | Общается со взрослыми посредством улыбки. Появляются предвестники будущей речи: гортанные звуки-«мммм», «гггг» |
3 месяца | В ответ на общение появляется комплекс оживления: движение ручками, ножками, громкие отрывистые звуки |
4 месяца | Долго гулит, прислушивается к своему голосу. Пропевает цепочки гласных звуков: «аааа», «уууу». Знает голос матери, улыбается ей в ответ |
5 месяцев | Различает интонацию, обращенной к нему речи. Поворачивает голову на звук. |
6 месяцев | Появляется лепет. К цепочкам гласных присоединяются согласные «м», «б» |
7 месяцев | Подражает интонации, ритмике взрослых. Четко произносит слоги «ма», «ба», «да». К незнакомым относится настороженно. Реагирует на свое имя |
8 месяцев | Пользуется лепетом для привлечения внимания. Знает значение многих слов, названия игрушек |
9 месяцев | Выполняет простейшие словесные инструкции. Пробует контактировать со взрослыми с помощью речевых звуков |
10 месяцев | Играет в разученные игры: «ладушки». Понимает значение слов «нет, «да» |
11 месяцев | Показывает части тела. Выполняет словесные инструкции: возит машинку, укладывает куклу спать. Выражает желания речью: дай, на |
12 месяцев | Разговаривает на своем языке с игрушками. В словаре имеет в среднем 5-6 слов |
Каждый ребенок развивается индивидуально, но эта таблица может служить ориентиром для выявления возможных нарушений.
Во сколько дети начинают говорить, если первые слова задерживаются
1 год-это возраст, когда дети начинают говорить первые слова. Стоит отметить, что освоение речи может сильно варьировать: одни осмысленно беседуют в годик, а другие высказывают свои мысли ближе к 2 годам. Большинство девочек заговаривает раньше и лучше мальчиков.
Если к 12 месяцам ребенок не произносит не одного слова, не реагирует на музыку, не способен выполнить элементарные просьбы, необходимо обратиться к врачу. Специалисты проверят состояние слуха и зрения. При задержке не только речевого, но и моторного развития требуется консультация невропатолога.
Развитие речи у ребенка в 1 год
Развитие речи на втором году жизни не предполагает каких-либо сложных упражнений, занятий. Развитие мелкой моторики, стимуляция подражания, чтение книг, заучивание песенок, игры. С этим вполне справится любая мама в домашних условиях и без денежных затрат. Необходимо только набраться терпения.
Развитие мелкой моторики.
- Заверните небольшую игрушку в газету или фольгу. Предложите ребенку ее развернуть и найти игрушку.
- В пластиковую тарелку насыпьте крупу (рис, гречка, пшено). Туда же положите несколько средних бусин или мелких игрушек. Пусть малыш отыщет все «сокровища».
Стимуляция подражания.
- Взрослый, изображает часы, покачиваясь из стороны в сторону, говорит: Вот так бьют часы «бом-бом», давай и ты превращайся в них и вместе повторим «бом-бом».
- Произнесите звук «ш», приложив указательный палец к губам. Помогите ребенку выполнить то же действие, постепенно уменьшайте степень помощи. Он должен сам поднести пальчик ко рту, а затем повторить звук.
Чтение и разучивание песенок.
- Читайте простые четверостишия, выбирайте те, где многократно повторяются слоги. Уделяйте занятию по 5-10 минут в день.
Игры.
- Расставьте на столе несколько игрушек-животных. Дайте возможность малышу с ними ознакомиться. Предложите ему позвать кошку: «Давай позовем кису. Иди-иди киса!»
- Спрячьте за спиной куклу или любую игрушку. «Катя, спряталась «ку-ку». Покажите игрушку и спросите: »Что сделала Катя?» Дайте возможность ответить. «Правильно, ку-ку, спряталась»
Сколько слов должен говорить ребенок в год
Родителей часто беспокоит вопрос: какое количество слов в год должен говорить ребенок? На этот вопрос, нет однозначного ответа. Речь- функция сложная, ее развитие зависит от многих факторов:
- зрелость головного мозга;
- нормальное анатомическое строение органов дыхания и артикуляции;
- отсутствие проблем со зрением и слухом;
- желание общения.
В среднем ребенок в 1 год должен говорить от 2 до 10 простых слов. Но понимает он значительно больше слов. Некоторые малыши в этом возрасте делают первые попытки связать два слова в одну фразу-«папа дай».
Какие слова ребенок должен говорить в год
У годовалого ребенка свой собственный язык, которым он пользуется при игре. Он постоянно что-то бормочет, нанизывает слоги друг на друга с разной интонацией. Так он имитирует речь взрослых. Многие слова пока не разборчивы.
Словарный запас состоит из односложных слов: «мама», «папа», «няня», «дядя», «баба». Вместо сложных слов малыш нередко произносит отдельные звуки: кошка-ко, собака-ба. Может подражать звукам животных: как мычит коровка?-му-у.
Только к 1,5 годам ребенок начинает говорить короткие двусложные слова, не более 5-6 звуков.
Становление речи
Сначала малыш разговаривает на своем языке, который понимает он и его близкое окружение. Такой метод общения называется автономной детской речью-это первая ступень в развитии речи. Она достаточно своеобразна и не совпадает с артикуляцией, звуковым составом взрослого разговора. Например, такие слова: «гу-га», ба-би». Ребенок не может сказать полностью «молоко», он говорит «мо-ко».
После подготовительного периода в виде автономной детской речи, наступает настоящий языковой период. Его начало зависит от индивидуальных особенностей ребенка, генетических факторов. В большинстве случаев становление собственной речи формируется к 1,5-2 годам. Период характеризуется овладением правильного звукопроизношения, расширением словарного запаса, применением грамматических речевых норм.
Поведение ребенка в 1 год
Годовалые дети очень активны, большую часть дня они находятся в движении. Карабкаются куда только можно, не осознавая опасности.
Происходит интенсивное развитие поведения и привычек. К этому моменту малышам все хочется делать самостоятельно. У них появляется желание гулять, не держась за руку, орудовать ложкой во время еды. Ограничения приводят к капризам, слезам. Необходимо правильно реагировать на эмоциональные всплески, создать определенный баланс между запретами и свободой действий. Следует устанавливать определенные границы и разъяснять их.
Если родители потакают всем капризам, ребенок очень скоро начнет воспринимать истерики, топанье ногами-как норму, будет использовать такие методы воздействия постоянно.
Несмотря на формирование личности, в этот период дети очень привязаны к родителям. Они плачут, когда мама уходит, и с нетерпением ждут ее возвращения. Для них важен эмоциональный, телесный контакт. Чаще обнимайте, гладьте по головке своего малыша, подбадривайте, если у него что-то не сразу получается.
Ребенок начинает говорить, если растет в атмосфере общения
Когда ребенок еще не говорит или располагает ограниченным запасом слов, это не означает, что он так же мало понимает. Даже младенцы различают основное значение слов по интонации. Они следят за действиями, разговорами взрослых. Поэтому следует как можно больше разговаривать с малышом, а общаясь в его присутствии быть осмотрительным в выборе тематики.
Ребенку будет сложно заговорить, если он слышит речь очень мало. Родителям необходимо оречевлять каждое свое действие.
Советы по развитию речи:
- Утром после пробуждения, расскажите малышу, чем планируете сегодня заниматься, задавайте наводящие вопросы: «Пойдем сегодня гулять?» Дайте возможность ответить.
- Приучайте к слуховому восприятию. Читайте короткие сказки, стишки, которые привлекают своей мелодичностью.
- Не навязывайте речевой контакт, когда ребенок занят, играет. Говорите спокойным тоном, медленно.
- Не надо выполнять желания малыша, как только он укажет на нужный предмет, покапризничает. Он просто поймет, что не обязательно напрягаться и что-то говорить, его и так прекрасно понимают.
- Обсуждайте предметы, находящиеся в поле зрения ребенка, чтобы у него была возможность его потрогать, рассмотреть.
- Побуждайте к общению. Поставьте любимую игрушку в недоступное место, но чтобы он мог ее видеть, тем самым провоцируя речевой контакт, ребенок попросит: «Дай».
- Рассматривайте книжки с картинками, лучше если изображение будет реальным. Например: розовый зайчик исказит представление о животном.
- Ваше общение с ребенком должно быть эмоционально окрашено: «Смотри, какое яркое солнышко!», «Какой ты у меня красивый». Доброжелательный тон, улыбка привлечет внимание.
Выводы
Речь не развивается вне общения. Изоляция ребенка, недостаточный эмоциональный контакт с родителями, близкими людьми приводят к задержке речевого развития. Регулярное общение, элементарные игры способствуют правильному формированию речевых навыков.