Неконтролируемое повторение фраз и слов в логопедии называется эхолалия. Люди, страдающие этим логопедическим расстройством, осуществляют автоматическое повторение речи окружающих или услышанного по телевизору. В результате этого нарушения появляются сложности в выражении своих мыслей, снижается эффективность общения.
Человек с таким речевым недостатком может повторить вопрос, но не ответить на него. Для некоторых людей характерны проявления эхолалии при огорчении или беспокойстве, для других — они постоянны. Во время реабилитации у взрослых с тяжелой амнезией и черепно-мозговыми травмами, при повторном обучении речи могут встречаться явления эхолалии.
Повторение слов и фраз присущи малышам и младшим школьникам, что считается нормальным элементом развития речи. В случае продолжения такой особенности после 3 лет — это повод для беспокойства.
Что вызывает эхолалию?
У всех детей во время становления разговорной речи встречаются автоматические повторения, в дальнейшем с возрастом происходит развитие независимого мышления. В некоторых случаях они сохраняются дольше, что зависит от тяжести и причин этого нарушения.
При затруднениях в общении эхолалия у детей может сохраняться длительное время. Подобное нарушение часто наблюдается при аутизме, а также у людей с синдромом Туретта.
Проявления эхолалии усиливаются, если человек испытывает чувство тревоги и стресса, в тяжелых случаях эти ощущения приобретают постоянный характер.
Такое расстройство речи встречается после перенесенной травмы головы, у людей с тяжелой амнезией, при некоторых формах деменции.
Насколько распространена эхолалия?
Неконтролируемое повторение фраз и слов в период развития речи у детей считается нормальным явлением, не вызывающим беспокойств.
Среди страдающих аутизмом автоматические повторения встречаются у 75%, как результат желания продемонстрировать спонтанную речь, и используются как механизм преодоления. Подобная логопедическая особенность позволяет таким людям участвовать в спонтанном разговоре.
Данное расстройство речи обычно не встречается у детей постарше и взрослых. Оно кратковременно характерно для людей, перенесших черепно-мозговую травму, в период восстановления речи и общения.
О чем свидетельствует эхолалия?
Нарушение с неконтролируемым повторением фраз и слов может являться признаком аутизма, задержки развития или речи у детей старше 3 лет. Иногда это признак травмы головы, тяжелой амнезии.
Главный симптом эхолалии — повторяющаяся речь. Она может проявляться не только повторением слова или фразы, а воспроизведением одного и того же вопроса без ответа на него.
Виды эхолалии
Интерактивная эхолалия
Общение, подразумевающее взаимодействие между людьми во время совместной деятельности — интерактивное общение, а эхолалия такого типа — это попытка, предназначенная для общения с другим человеком.
К таким видам расстройства относят:
- Очередь — ведение разговора с кем-то, попытка заполнить пустоты в словесном обмене;
- Подача информации — когда трудно уловить суть. На вопрос матери о том, что хочет ребенок на ужин, он ей споёт песню из рекламы о конфетах;
- Вербальное завершение — использование речи, чтобы закончить знакомые словесные процедуры. Например, «хорошая работа» в процессе выполнения поставленной задачи;
- Просьбы — это характерные вопросы по типу: «Хочешь поужинать?» Вместо того, чтобы попросить свой ужин.
Неинтерактивная эхолалия
Речь, не предназначенная для общения, а использующаяся для личного разговора.
Сюда относят:
- Несфокусированная речь — использование фраз и слов не по делу для самостимуляции.
- Репетиция — повторения сначала тихим голосом, потом громким (словно репетируя).
- Самостоятельность — осуществляя какую-то деятельность, человек дает себе указания. Например, » возьми стакан, открой кран, налей воды».
Различают две формы эхолалии:
Немедленная эхолалия
Связана с немедленным повторением услышанного. Например, вместо ответа человек будет повторять вопрос, заданный ему минутой ранее. Такая форма позволяет им выразить своё участие в разговоре.
Указанный тип недостатка речи приводит к недопониманию, вместо ответа люди с таким расстройством повторяют последний услышанный вопрос.
Отсроченная эхолалия
Этот вариант нарушения связан с запоминанием какой-то определенной фразы. Люди с отсроченной эхолалией повторяют слова, словосочетания, а порой и целые абзацы из источников (книги, телевизор, радио).
На отсроченный тип эхолалии у ребенка указывает повторение строк или словосочетаний, кажущихся ему слишком сложным, или тех, что неуместны в ситуации.
Связана ли эхолалия с аутизмом?
Для большинства детей с аутизмом характерны проявления эхолалии, поскольку они испытывают затруднения при общении с другими. Повторение слов знакомых, родителей, опекунов или фраз из телевизионного эфира чаще всего встречается при аутизме.
При продолжении эхолалии за пределами дошкольного возраста она становится признаком аутизма. Часто для него характерна отсроченная форма расстройства, так как у людей с этим заболеванием отличная память, а повторение слов и фраз — способ сообщить о своих потребностях.
Логопедический недостаток используется в таких случаях, как способ общения, поддержания беседы, либо привлечения внимания.
Аутичные дети и взрослые могут использовать эхолалию:
- Как сенсорный выход (для успокоения), когда речь повторяется без понимания смысла.
- Для самопомощи — повторения в сложный период жизни (страхи, тревоги, стресс).
- Для обмена идеями — при невозможности передать свои собственные мысли речью.
- Для сообщения о своих потребностях и желаниях.
- Для взаимодействия с другими (выстраивания отношений).
В некоторых случаях для детей с аутизмом характерна нефункциональная эхолалия, которая не несет смысловой нагрузки. Обычно используется для самоуспокоения. Функциональное же расстройство представляет собой осознанное повторение фраз и слов для достижения определённой цели.
Отмечены закономерности в развитии подобной логопедической особенности у детей с аутизмом. На первом этапе характерны автоматические повторения без осознавания смысла.
В дальнейшем во фразы добавляются собственные слова, иногда даже предложения. Со временем дети начинают понимать язык, и предложения укорачиваются.
Постепенно разговорная речь приобретает большую спонтанность. Временами ребенок применяет метод автоматических повторений, чтобы показать усталость или огорчение.
Осознание предназначения подобной особенности речи и ее понимание поможет взрослым лучше общаться с таким ребенком.
Может ли ребенок перерасти эхолалию?
Для всех детей характерно данное логопедическое расстройство во время изучения разговорной речи. Проявления эхолалии до 3 лет считаются нормой. С возрастом дети приобретают независимость мысли, но есть случаи, когда автоматические повторения сохраняются.
Дети произносят то, что сказали другие и практически не строят собственную речь. Такое состояние указывает на логопедическую патологию.
Для детей характерны обе формы эхолалии — отсроченная и немедленная. Взрослым важно знакомить их с большим разнообразием слов и фраз, поощрять общение, прослушивание аудиокниг. Большинство детей преодолевают этот логопедический недостаток естественным путем.
При наличии аутизма автоматические повторения сохраняются длительно, иногда на всю жизнь.
На сегодняшний день признано, что эхолалия помогает в развитии общения как у детей с аутизмом, так и у здоровых, способствуя осуществлению коммуникативной функции.
Как помочь ребенку при эхолалии?
Расстройство функционального типа помогает и дает возможность детям с аутизмом и с задержками развития говорить о своих потребностях и желаниях.
Работа с логопедом поможет ребенку сделать общение полезным, как в случаях функционального типа, так и в варианте нефункционального нарушения (автоматические повторения при стрессе и страхе).
Речевая и игровая логопедическая практика помогут ребенку правильно применять свои языковые навыки.
Для диагностики эхолалии логопеду достаточно поговорить с ребенком, но важна и роль родителей, которые могут рассказать о своих наблюдениях.
Только врач может определить стадию развития этого логопедического нарушения и назначить соответствующее лечение.
Варианты лечения эхолалии могут быть:
- Лекарственные средства и их использование в терапии расстройств автоматических повторении подразумевает назначение антидепрессантов и подобных препаратов для стабилизации нервно-психического состояния.
- Логопедическая коррекция поможет людям с подобными недостатками выражать свои мысли, упорядочить разговорную речь.
- Уход на дому включает в себя общение с другими людьми и развитие коммуникативных навыков.